Папки-передвижки

Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Ирина Александровна Голубева
Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста

В последние годы компетентностный подход рассматривается как один из ключевых в современных образовательных системах. В отличие от устаревшего, ориентированного на передачу определенной суммы знаний, подхода, новая парадигма образования направлена на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.

Публикация «Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном образовании компетентностный подход предполагает подготовку ребенка к жизни, формирование у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа Я [2]. Содержание дошкольного образования на основе компететностного подхода отбирается таким образом, чтобы обеспечить формирование компетентной (знаю и умею) и активной (хочу) личности.

И. А. Зимняя под компетентностью понимает формирование у ребенка-дошкольника адекватной его возрасту системы первоначальных знаний, опыта той или иной области деятельности, позитивных ценностно-смысловых отношений, желания и готовности реализовать их. Образовательная деятельность педагогов в ДОО, таким образом, направлена на формирование компетенций, которые затем переходят в компетентности [1].

Одна из ключевых компетенций / компетентностей, формируемых в дошкольном возрасте, компетенция здорового образа жизни. Л. Т. Кузнецова трактует ее как интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни, мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [3].

Конкретное содержание деятельности педагогов ДОО по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников определяется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ФГОС ДО не выделена самостоятельная образовательная область, посвященная здоровью. Формирование компетенций здорового образа жизни отражено в содержании других областей и включает в себя развитие основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; приобретение опыта двигательной деятельности; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); формирование первичных представлений о себе и других людях и т. д. [4].

На основе исследований Л. Т. Кузнецовой [3] мы в нашем ДОУ определили следующее содержание работы воспитателей по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников в соответствии с их возрастом :

1. Расширять представления и знания дошкольников о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье.

2. Воспитывать ценностное отношение к здоровью, стремление и желание вести здоровый образ жизни, интерес к приемам и способам сохранения здоровья, к различным видам двигательной активности.

3. Развивать практические навыки выполнения гигиенических, оздоровительных, закаливающих процедур; физической активности; здорового питания; охраны и укрепления своего здоровья; рационального взаимодействия с окружающей средой.

В ДОО создаются условия для эффективного формирования компетенции здорового образа жизни у детей :

• учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

• рациональная организация режимных моментов (утренней зарядки, прогулок, режима питания, послеобеденного сна, гимнастики после сна и т. д.);

• оптимальная организация двигательного режима дошкольников (физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, физпаузы, минутки здоровья и психологической разгрузки и т. д.);

• проведение закаливающих процедур (полоскание полости рта прохладной водой, хождение босиком по полу группы, по траве и грунту в летний период, обливание ног прохладной водой, хождение по массажным дорожкам и т. д.);

организация в дошкольном учреждении и в группе спортивных, оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, эстафеты, развлечения и т. д.);

организация совместной работы детского сада и родителей по развитию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.

В старших группах реализуется программа по развитию навыков здорового образа жизни «Учусь быть здоровым», состоящая из 15 занятий и рассчитанная на 3 - 4 месяца.

Программа разработана с опорой на следующие принципы:

1. Достоверность – информация, предлагаемая детям, основана на научных фактах.

2. Доступность – научная информация адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, имеет четкую логику изложения.

3. Наглядность, занимательность – в образовательный материал включаются образные, яркие примеры, сведения, вызывающие эмоциональный отклик у детей; используются художественные произведения и произведения русского фольклора (загадки, поговорки, пословицы, наглядность.

4. Активность – в образовательном процессе используются активные формы работы : наблюдение, экспериментирование, элементарные опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проблемные ситуации и т. д.

5. Осознанность – формирование навыков происходит на основе понимания дошкольниками сущности предметов и явлений окружающей действительности, различных видов деятельности.

Содержание программы представлено несколькими разделами:

• Я, мой организм, мое здоровье.

• Окружающая среда и здоровый образ жизни.

• Мы и физкультура.

• Полезные и вредные привычки.

• Соблюдаем режим дня.

При реализации программы используются следующие формы и методы :

Занятия. Здесь дети получают знания и представления о строении тела человека, функционировании его органов, правилах гигиены, о взаимосвязи окружающей среды с состоянием здоровья человека. Расширение и закрепление полученных представлений происходит в процессе наблюдений, игр, бесед, прогулок, опытов, проблемных ситуаций и др.

Экскурсии. В ходе экскурсий дошкольники знакомятся с влиянием факторов окружающей среды (дым, грязь, выхлопные газы и др.) на здоровье человека, с последствиями деятельности человека (загрязнение травы и кустарников вдоль дорог, гибель деревьев). Также дети знакомятся со способами сохранения здоровья (наблюдение за деятельностью спортсменов в парке или лесу: лыжников, пешеходов, бегунов).

Эколого-оздоровительные прогулки. Во время прогулок проводятся оздоровительные мероприятия: физические упражнения, подвижные игры на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, также дети знакомятся с благоприятным влиянием природы на здоровье (солнце, воздух, вода).

Игровые формы. Используются различные виды игр, насыщенные содержанием о здоровье, способах его укрепления. Например, игра «Полезно-вредно» с мячом: называются предметы и объекты окружающей среды, продукты питания.

Опыты и наблюдения используются для непосредственного восприятия дошкольниками объектов и явлений.

Проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы помогают формировать опыт здоровьесберегающего поведения у дошкольников. Например, метод ситуационных задач – это обыгрывание воображаемых ситуаций, в ходе которого дети решают, как лучше поступить на основе имеющихся у них представлений о здоровом образе жизни. Так, в ходе обсуждения ситуационной задачи «Чем можно заниматься в выходной день», дети планируют свою деятельность и отвечают на проблемные вопросы (Почему ты выбрал именно это? Где лучше отдыхать: на природе или в городе? Почему).

Во время занятий, экскурсий, игр, эколого-оздоровительных прогулок используются такие методы как рассказы, беседы, чтение художественной литературы, произведений русского фольклора.

Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности : на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.

Таким образом, формирование компетенции здорового образа жизни у детей дошкольного возраста проходит по трем направлениям: расширение знаний и представлений; воспитание ценностного отношения к здоровью, развитие навыков здорового образа жизни.

Литература:

1. Зимняя, И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. № 5. С. 34 - 42.

2. Компетентностная модель дошкольного образования : монография / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. 229 с.

3. Кузнецова, Л. Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Кузнецова Лариса Тимирьяновна. Екатеринбург, 2007. 23 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https://минобрнауки. рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155 от17.10.2013 г. pdf ( дата обращения: 28.09.2017).

Публикации по теме:

Презентация «Организация работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения» С ранних лет мы учим детей правильно себя вести на улице, в транспорте. Это вопрос их безопасности и культуры поведения. Но как сделать.

Презентация «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ» Как сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни и умение владеть методами нетрадиционного оздоровления?.

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ «Здоровье зубов» Тема: «Здоровье зубов» Цель: формирование умения заботиться о своем здоровье, приобщение детей к ЗОЖ. Задачи 1. Познакомить с функциями.

Презентация проекта по формированию основ ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста «Наше здоровье» Краткосрочный практико-ориентированный проект «Наше здоровье» Участники проекта: Воспитатели группы раннего возраста Горулева Е. Н., Невская.

Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста «Я здоровье сберегу сам себе я помогу» Актуальность проекта: Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей.

Педагогический совет «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»Педагогический совет «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста» Педагогический совет на тему: «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста». Вид педсовета: тематический.

План работы по самообразованию «Проблема развития коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности своих знаний в вопросах формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Фотоотчет развлечения по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста «Мы — малыши-крепыши»Фотоотчет развлечения по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста «Мы — малыши-крепыши» Развлечение с детьми младшего дошкольного возраста на тему «МЫ малыши-крепыши» В современном обществе проблема сохранения.

Статья на тему: «Организация работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 16:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД