Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Ирина Александровна Голубева
Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста

В последние годы компетентностный подход рассматривается как один из ключевых в современных образовательных системах. В отличие от устаревшего, ориентированного на передачу определенной суммы знаний, подхода, новая парадигма образования направлена на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.

В дошкольном образовании компетентностный подход предполагает подготовку ребенка к жизни, формирование у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа Я [2]. Содержание дошкольного образования на основе компететностного подхода отбирается таким образом, чтобы обеспечить формирование компетентной (знаю и умею) и активной (хочу) личности.

И. А. Зимняя под компетентностью понимает формирование у ребенка- дошкольника адекватной его возрасту системы первоначальных знаний, опыта той или иной области деятельности, позитивных ценностно-смысловых отношений, желания и готовности реализовать их. Образовательная деятельность педагогов в ДОО, таким образом, направлена на формирование компетенций, которые затем переходят в компетентности [1].

Одна из ключевых компетенций / компетентностей, формируемых в дошкольном возрасте, компетенция здорового образа жизни. Л. Т. Кузнецова трактует ее как интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни, мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [3].

Конкретное содержание деятельности педагогов ДОО по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников определяется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ФГОС ДО не выделена самостоятельная образовательная область, посвященная здоровью. Формирование компетенций здорового образа жизни отражено в содержании других областей и включает в себя развитие основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; приобретение опыта двигательной деятельности; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); формирование первичных представлений о себе и других людях и т. д. [4].

На основе исследований Л. Т. Кузнецовой [3] мы в нашем ДОУ определили следующее содержание работы воспитателей по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников в соответствии с их возрастом:

1. Расширять представления и знания дошкольников о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье.

2. Воспитывать ценностное отношение к здоровью, стремление и желание вести здоровый образ жизни, интерес к приемам и способам сохранения здоровья, к различным видам двигательной активности.

3. Развивать практические навыки выполнения гигиенических, оздоровительных, закаливающих процедур; физической активности; здорового питания; охраны и укрепления своего здоровья; рационального взаимодействия с окружающей средой.

В ДОО создаются условия для эффективного формирования компетенции здорового образа жизни у детей:

• учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

• рациональная организация режимных моментов (утренней зарядки, прогулок, режима питания, послеобеденного сна, гимнастики после сна и т. д.);

• оптимальная организация двигательного режима дошкольников (физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, физпаузы, минутки здоровья и психологической разгрузки и т. д.);

• проведение закаливающих процедур (полоскание полости рта прохладной водой, хождение босиком по полу группы, по траве и грунту в летний период, обливание ног прохладной водой, хождение по массажным дорожкам и т. д.);

организация в дошкольном учреждении и в группе спортивных, оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, эстафеты, развлечения и т. д.);

организация совместной работы детского сада и родителей по развитию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.

В старших группах реализуется программа по развитию навыков здорового образа жизни «Учусь быть здоровым», состоящая из 15 занятий и рассчитанная на 3 - 4 месяца.

Программа разработана с опорой на следующие принципы:

1. Достоверность – информация, предлагаемая детям, основана на научных фактах.

2. Доступность – научная информация адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, имеет четкую логику изложения.

3. Наглядность, занимательность – в образовательный материал включаются образные, яркие примеры, сведения, вызывающие эмоциональный отклик у детей; используются художественные произведения и произведения русского фольклора (загадки, поговорки, пословицы, наглядность.

4. Активность – в образовательном процессе используются активные формы работы: наблюдение, экспериментирование, элементарные опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проблемные ситуации и т. д.

5. Осознанность – формирование навыков происходит на основе понимания дошкольниками сущности предметов и явлений окружающей действительности, различных видов деятельности.

Содержание программы представлено несколькими разделами:

• Я, мой организм, мое здоровье.

• Окружающая среда и здоровый образ жизни.

• Мы и физкультура.

• Полезные и вредные привычки.

• Соблюдаем режим дня.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Занятия. Здесь дети получают знания и представления о строении тела человека, функционировании его органов, правилах гигиены, о взаимосвязи окружающей среды с состоянием здоровья человека. Расширение и закрепление полученных представлений происходит в процессе наблюдений, игр, бесед, прогулок, опытов, проблемных ситуаций и др.

Экскурсии. В ходе экскурсий дошкольники знакомятся с влиянием факторов окружающей среды (дым, грязь, выхлопные газы и др.) на здоровье человека, с последствиями деятельности человека (загрязнение травы и кустарников вдоль дорог, гибель деревьев). Также дети знакомятся со способами сохранения здоровья (наблюдение за деятельностью спортсменов в парке или лесу: лыжников, пешеходов, бегунов).

Эколого-оздоровительные прогулки. Во время прогулок проводятся оздоровительные мероприятия: физические упражнения, подвижные игры на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, также дети знакомятся с благоприятным влиянием природы на здоровье (солнце, воздух, вода).

Игровые формы. Используются различные виды игр, насыщенные содержанием о здоровье, способах его укрепления. Например, игра «Полезно-вредно» с мячом: называются предметы и объекты окружающей среды, продукты питания.

Опыты и наблюдения используются для непосредственного восприятия дошкольниками объектов и явлений.

Проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы помогают формировать опыт здоровьесберегающего поведения у дошкольников. Например, метод ситуационных задач – это обыгрывание воображаемых ситуаций, в ходе которого дети решают, как лучше поступить на основе имеющихся у них представлений о здоровом образе жизни. Так, в ходе обсуждения ситуационной задачи «Чем можно заниматься в выходной день», дети планируют свою деятельность и отвечают на проблемные вопросы (Почему ты выбрал именно это? Где лучше отдыхать: на природе или в городе? Почему).

Во время занятий, экскурсий, игр, эколого-оздоровительных прогулок используются такие методы как рассказы, беседы, чтение художественной литературы, произведений русского фольклора.

Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.

Таким образом, формирование компетенции здорового образа жизни у детей дошкольного возраста проходит по трем направлениям: расширение знаний и представлений; воспитание ценностного отношения к здоровью, развитие навыков здорового образа жизни.

Литература:

1. Зимняя, И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. № 5. С. 34 - 42.

2. Компетентностная модель дошкольного образования: монография / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. 229 с.

3. Кузнецова, Л. Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Кузнецова Лариса Тимирьяновна. Екатеринбург, 2007. 23 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155 от17.10.2013 г. pdf (дата обращения: 28.09.2017).

Публикации по теме:

Презентация «Организация работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения» С ранних лет мы учим детей правильно себя вести на улице, в транспорте. Это вопрос их безопасности и культуры поведения. Но как сделать.

Презентация «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ» Как сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни и умение владеть методами нетрадиционного оздоровления?.

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ «Здоровье зубов» Тема: «Здоровье зубов» Цель: формирование умения заботиться о своем здоровье, приобщение детей к ЗОЖ. Задачи 1. Познакомить с функциями.

Презентация проекта по формированию основ ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста «Наше здоровье» Краткосрочный практико-ориентированный проект «Наше здоровье» Участники проекта: Воспитатели группы раннего возраста Горулева Е. Н., Невская.

Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста «Я здоровье сберегу сам себе я помогу» Актуальность проекта: Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей.

Педагогический совет «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»Педагогический совет «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста» Педагогический совет на тему: «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста». Вид педсовета: тематический.

План работы по самообразованию «Проблема развития коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности своих знаний в вопросах формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Фотоотчет развлечения по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста «Мы — малыши-крепыши»Фотоотчет развлечения по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста «Мы — малыши-крепыши» Развлечение с детьми младшего дошкольного возраста на тему «МЫ малыши-крепыши» В современном обществе проблема сохранения.

Статья на тему: «Организация работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Организация деятельности по формированию компетенций ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 16:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Фотоотчёт «Профилактическое мероприятие по ПДД «Азбука безопасности дорожного...
Ежегодно на дорогах и улицах городов совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают...