МААМ-картинки

Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

ирина упорова
Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Организация детской познавательной деятельности на прогулке

с детьми старшего дошкольного возраста»

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей дошкольного возраста и вызывает в них радостные переживания, впечатления, которые запоминаются на всю жизнь.

Публикация «Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для того, чтобы ребёнок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за явлениями природы, любоваться увиденным на лугу, реке, в поле, в лесу, учить вести календарь погоды, дневник наблюдений, где можно будет фиксировать полученные из наблюдений результаты. Это формирует память, мышление детей, приучает их бережнее относиться к своему здоровью, природе родного края. Формирует желание замечать изменения не только в природе, но и в окружающем его мире. Дошкольник, который занимается наблюдением, намного спокойнее, усидчивее, добрее, внимательнее других детей.

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменением погоды в разные сезоны целесообразнее организовывать на прогулках при этом детей знакомят с повседневными изменениями в природе, например таянием снега, набуханием почек и т. д.

Задачи познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста :

1. Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

2. Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.

3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы,

4. Развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.

Объекты и явления для детской познавательной деятельности :

- живая природа: деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.

- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух, снег и прочие.

Ежедневно наблюдая с детьми за природой, можно отмечать такие моменты:

- как растения реагируют на настроение природы?

- как люди реагируют на настроение природы?

В процессе познавательной деятельности на прогулке, словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

Опыты и эксперименты

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов:

в зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются следующие требования:

• случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;

• плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т. д. ;

• эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке)

Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке :

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? "

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

«Солнце стало греть больше» : на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

" Как появляются солнечные зайчики? "

" Как появляется тень? "

«Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

Опыты с камнями:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Вес

«Легкий - тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Опыты с магнитами:

к чему притягивается магнит?

Опыты с растениями:

рассматривание деревьев, травы, цветов;

посадка цветов на клумбы для выращивания из группы с целью учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.

«Почему завял цветочек?»

Опыты с почвой.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

При наблюдении за насекомыми:

обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку (а давай попробуем, посмотрим…., Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

Найти божью коровку и определить ее название.

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

При наблюдении за птицами:

«Почему птицы летают?»

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Наблюдения за облаками:

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Облака двигаются, почему?

Свойства воздуха

Ветер – познакомить с ветром.

При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

«Игры с воздушными шариками»

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают) и т. д.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Фотоотчёт о познавательной беседе «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о познавательной беседе «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возраста Цель проведения беседы: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с государственными праздниками. Задачи: формировать представление.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага»Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага» Беседу подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель беседы:Дать представление.

Наблюдение за насекомыми на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдение за насекомыми на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Насекомых на Земле — бесчисленное множество, одни из первых появились на нашей планете, за несколько тысяч лет до динозавров! Это самый.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 19:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД