наталья шувалова
Организация диалога с родителями по формированию положительного образа папы и мамы у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Организация диалога с родителями
по формированию положительного образа папы и мамы
у детей 4-5 лет в целях решения задач гендерного воспитания.
К 4-5 годам происходит закрепление гендерного самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.) Родители при общении с ребенком называют пол (Ты Петя – мальчик, ты Даша - девочка); стремятся называть детей именами, соответствующими его полу; используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребенка. Представления детей о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно в работе с родителями предупреждать появление ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребенка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек. Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.
Публикация «Организация диалога с родителями по формированию положительного образа папы и мамы у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В средней группе детского сада в контексте данной темы, мы ставили перед собой следующие задачи:
• формировать положительный образ папы и мамы (семьи);
• расширять кругозор детей о семье, ее ценностях;
• повышать педагогическую компетентность родителей;
• содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
• способствовать установлению доверительных отношений межу детьми, детского сада.
В первую очередь содержание деятельности ДОУ должно осуществляться на основе анализа состава семьи и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек. Поэтому первоначально проводиться анкетирование. С целью педагогического и психологического просвещения родителей, оформлялась наглядная информация в «Уголках для родителей» : «Папа - очень важный человек», «Советы маме которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом», «Советы любящим родителям», где говорится о том, что папы больше общаются с детьми в общественных местах, поэтому дана рекомендация: чаще устраивать выходы в свет. Проходили родительские собрания-брифинги : «Идеальная семья глазами мамы», «Два взгляда на воспитание ребенка» и семинары для родителей с использованием игровых заданий. Например: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. Игровое упражнение – «Правила плохих отцов" : мы просили пап (мам) составить правила "плохих отцов" сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать. ( Например: "Никогда не играй со своим ребенком", "Не спрашивай его об увлечениях, интересах", "Никогда не бери сына с собой в поход, в гараж".) и проводилось обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Конечно, чтобы никогда не следовать им); предлагалось командное упражнение: «Какими качествами должна обладать девочка, а какими мальчик». Родители записывают качества на листах, разделенные на две половинки. Затем зачитывают качества и листы вывешиваются на доске; «Роль отца в воспитании сына/ дочери; Какие качества прививает отец дочери», родители записывают качества на листах, разделенные на две половинки
Для детей среднего возраста очень важно дать представление о папе и о маме, но и о семье и ее составе. Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Положительно зарекомендовали себя такие формы : составление родословной семьи, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей; создание фотоальбомов с семейными увлечениями; изготовление различных поделок, для поздравления близких; создание семейных коллекций, оформление группового альбома «Отцы и дети», фотопроекты: «Рядом с папой (с мамой)», «Как я папе помогаю, а папа помогает мне», «Лучше папы друга нет», «Мама с дочкой так похожи» создание альбома «Профессии моих родителей»
В детском саду идёт активное привлечение родителей в организация семейных конкурсов и праздниках: «Неделя добрых дел в семье», «Отцы – молодцы», «День матери», «Лучшая семейная поделка» - все эти мероприятия отвечают нашей цели: формирование положительного образа родителей у детей.
Игротека: «Поиграй со мною, папа!», «Поиграй со мною, мама!» В игротеках воспитателями организовывались совместные игры для детей и их родителей. Например: совместное рисование "Ладошки" : дети помогают папе или маме на отдельном листе бумаги обвести ладонь, а потом внутри папиной (маминой) ладони обводят детскую ладошку. Удивительно, что как только родители заходили в группу, они чудесным образом превращались в детей и играли не только с своими детьми, но и пользовались популярностью у других ребят.
рганизовывать игротеки лучше перед родительскими собраниями, семинарами, праздниками. (нескольким родителям предлагается придти пораньше перед собранием, пройти в группу и поиграть с детьми.)
Конечно же самый «вкусный» диалог с родителями - это организация чаепития с последующем совместной дискотеки. Содержание гендерного сознания детей в возрасте 4-5 лет весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей. И первоочередной технологией в решении вопроса гендерного воспитания в ДОУ является «технология эффективного взаимодействия с родителями»
Ещё хотелось бы сказать про особенности формирования положительных образов родителей для детей в семье. На родительских собраниях мы рекомендуем родителям поддерживать положительный образ родителей друг другом, ведь большую часть информации о вечно занятом папе (маме) ребенок черпает из разговоров матери (отца) И если без конца попрекать мужа (жену) тем, что он не занимается ребенком, не удаляет ему внимания, не играет, малыш в конце концов будет воспринимать отца (мать) как равнодушного члена семьи, которому нет до него дела. Подчеркивая лучшие качества, рассказывая о нужности и важности родителя в жизни семьи, мы тем самым заставляете ребенка уважительно относиться к своему отцу (матери) и к себе.