МААМ-картинки

Организация дидактических игр экологического содержания с детьми дошкольного возраста

Папазян Армине
Организация дидактических игр экологического содержания с детьми дошкольного возраста

Игра является не только развлечением, но и методом, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

В дидактических и настольных играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Например, в игре «Одуванчик» воспитатель знакомит с одуванчиком, который уже отцвел. Если на него подуть, то его семена разлетятся, на следующий год появится много одуванчиков. У детей развивают умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Воспитатель использует художественное слово.

Публикация «Организация дидактических игр экологического содержания с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть. (Г. Виеру)

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе (20, с. 56).

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, затем по описанию. Игры детей с естественным материалом природы широко применяются на прогулках. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Таня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок». В игре «Найди шарик» воспитатель закрепляет знания детей о свойствах песка; знакомит с качествами предметов – размером, формой. Содержание игры : воспитатель закапывает в песок небольшой шарик, говоря: «Песочек сухой, сыплется». Потом просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого (20, с. 68).

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается. Цель игры «Теплый – холодный» : закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. Воспитатель готовит игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т. д.). Наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Малышей знакомят с тем, что в воде тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. Игра «Достань камешек» закрепляет знания детей о свойствах камней по форме, по весу, развивает внимание, координацию движений. На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20см, и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу (8, с. 78).

Игра «Что как плавает» знакомит детей со свойствами различных материалов. Для игры нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.). Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

Для игр с водой хороши надувные бассейны. Воспитатель показывает, что тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают. Приучает детей использовать в играх шишки, палочки, кусочки коры.

Постепенно в результате наблюдений и игр с природными материалами у малышей развивается способность к суждениям: они могут не только назвать предметы, но и объяснить их свойства и назначение.

В игре «Поймай льдинку» малыши узнают, что льдинка в теплой воде тает. Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдает с детьми за ними, рассказывает о свойствах воды (2, с. 49).

Игра «Снежинки» знакомит детей со свойством снега: он белый, легкий, кружится. На столе у воспитателя несколько рыхлых кусочков ваты. Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 - 3 раза. Потом читает стихотворение.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.) (2, с. 54).

В игре «Дует ветер» детей продолжают знакомить с ветром, что он бывает легкий и сильный; развивают у них умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Воспитатель готовит 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. Показывает детям картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произносится громко и длительно)». Малыши повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, дети соблюдали ту же силу голоса.

Продолжать знакомить детей с домашними животными помогают следующие игры:

1. «Во дворе». К игре подготавливают: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д. (20, с. 167)

2. «Друзья». Оборудование: картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т. п.) Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит малыша повторить (собачка). Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.

3. «Давай познакомимся». Дети уточняют и расширяют словарь по теме. Воспитатель готовит игрушки, изображающие домашних животных (собачка, кошка, курочка, корова и т. д.). Они находятся в мешке.

Педагог показывает ребенку мешочек и предлагает посмотреть, что в нем лежит. Ребенок по одной достает игрушки и рассматривает их. Воспитатель активизирует речь детей вопросами. Например: «Кто это? (Собачка). Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Как кричит собачка? И т. д.». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель помогает ему. Игра продолжается.

В первой младшей группе проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д. (20, с. 169).

В игре «Что купили на базаре?» малышей продолжают знакомить с названиями овощей, учат их соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Подготавливается набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи. Воспитатель показывает, например вилок капусты и спрашивает у детей: «Что это? (капуста). Капуста круглая, зеленого цвета. Покажи, где нарисована капуста? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено)». Затем игра повторяется с использованием другого овоща.

Цель игры «Что в саду растет?» следующая: продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Для игры готовят набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. Игра проводится так же, как и предыдущая.

Игры «Что купили на базаре?» и «Что в саду растет?» можно проводить просто с использованием предметных картинок, без использования муляжей. Тогда цель этих игр будет такая – учить узнавать, показывать называть овощи и фрукты, изображенные на картинках. Ход этих игр следующий: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Что здесь нарисовано? Да, яблоко. Яблоко круглое, красного цвета. Повтори». Или: «Покажи, где нарисовано яблоко. Правильно. Какое яблоко? (ребенок отвечает сам или с помощью воспитателя)» и т. п. (8, с. 82)

Игра «Что в корзиночке лежит?» поможет закрепить у детей название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус (8, с. 84).

Необходимо помнить о культуре проведения игр, важным компонентом которых является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут играть охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его (15, с. 123).

План игр-занятий в группе раннего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой».

Сентябрь

Игра «Что как плавает»

Цель: закрепление знание свойств камней. Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Октябрь

Игра «Теплая – холодная».

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Ноябрь

Игра «Достань камешек».

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Декабрь

Игра «Поймай льдинку».

Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.

Январь

Игры – опыты с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

Февраль

Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Март

1. Игра «Найди шарик».

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Апрель

Развлечение «В гостях у Мойдодыра».

Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды.

Май

Игры в песочнице с формочками.

Цель: закрепление знаний свойств песка (20, с. 154).

Публикации по теме:

Консультация «Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии,.

Доклад «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Сущность нерегламентированной деятельности дошкольников экологическойнаправленности В ДОУ задача формирования экологической культуры решается.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Трудолюбова Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска Акимова.

Организация эстафетных игр со снегом с детьми старшего дошкольного возраста Организация эстафетных игр со снегом с детьми старшего дошкольного возраста Характеристика эстафетных игр Среди командных игр особое место.

Проект экологического содержания с детьми младшего дошкольного возраста Название проекта: «Наш дом - природа» Тип проекта: долгосрочный, творческий, информационно – практико – ориентированный. Сроки реализации:.

Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста Игры и атрибуты для первой младшей. При организации прогулки с детьми младшего дошкольного возраста главную роль играет организация среды,.

Сборник «Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК» ВВЕДЕНИЕ: Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Дидактические игры экологического содержания Коми направленности помогают увидеть.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация дидактических игр экологического содержания с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 11 мая 2019 в 21:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД