Eлена
Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самоценный этап в жизни человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, готовности к решению посильных экологических проблем.
Публикация «Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рекомендуется включать в содержание основной образовательной программы дошкольной образовательной организации основы экологической культуры, что должно найти отражение в Части, формируемой участниками образовательного процесса.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в научных статьях и методических публикациях О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степановой, Э. И. Залкинд, Е. И. Волковой.
В современной дошкольной педагогике имеется немало исследований по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, ЕФ. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в исследованиях, посвященных живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой. Исследователи отмечают, что экологическое образование дошкольников важно осуществлять с применением таких форм и методов, которые способствуют непосредственному восприятию природы и активному овладению навыкам взаимодействия с нею. Следовательно, особая роль в экологическом образовании дошкольников принадлежит естественно-научным наблюдениям и экспериментированию как формам практической деятельности с объектами природы.
С учетом вышеизложенного в качестве ведущих методов экологического образования детей старшего дошкольного возраста были выбраны естественно-научные наблюдения и экспериментирование.
Накопленный опыт позволяет выделить в технологии организации естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста следующие этапы:
— мотивационно-ориентировочный — направлен на развитие интереса детей к экспериментированию и наблюдению, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем.
— содержательно-деятельностный — заключается в формировании исследовательских умений старших дошкольников в процессе естественно-научных наблюдений и экспериментирования.
— инициативно-творческий этап — предполагает самостоятельный исследовательский поиск детей в решении созданных педагогом проблемных ситуаций. Деятельность воспитателя на данном этапе была направлена на создание условий для развертывания дошкольниками исследовательского поиска в соответствии с собственными интересами, инициативами, возможностями.
Для повышения качества образовательного процесса экологического образования дошкольников в группе был создан Центр научных исследований природы, который представляет собой специально оборудованное место для проведения опытов и экспериментов, а также место хранения материалов. В течение года усилиями педагогов и родителей в группе появились материалы и оборудование, необходимые для проведения экспериментальной деятельности и фиксации результатов опытов и наблюдений.
Важно подчеркнуть, что обязательным условием экологического образования детей старшего дошкольного возраста является включение естественно-научных наблюдений и экспериментирования не только в содержание организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты группы. Так, с детьми регулярно проводятся НОД, сопровождающиеся проведением опытов и экспериментов. Впоследствии они повторяются в свободной детской деятельности в Центре научных исследований природы или во время труда в уголке природы. Кроме того, обязательным компонентом прогулки выступают естественно-научные наблюдения за сезонными изменениями в природе, природными объектами (растения, животные) и явлениями (листопад, капель, снегопад, ветер и др.).
Таким образом, организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования способствует эффективному решению задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
3. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
4. Мариничева, О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О. В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002. – 203 с.