СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Организация физкультминуток на уроках в начальной школе
Урок - основная форма учебного труда школьников. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. Обучение в школе - серьезная нагрузка для детей. Отдых
Публикация «Организация физкультминуток на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
является обязательной составляющей плодотворной работы на уроке. Для учащихся начальных классов это особенно важно. Работать без перерыва в течении 45 минут им несвойственно. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11 % необходимой двигательной активности. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю — от 18 до 24 ч.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.
Физкультминутки положительно влияют на умственную работу мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Что такое физминутки в начальной школе? Физминутки в начальной школе – представляют собой комплекс физических упражнений для разных групп мышц, направленный на оздоровление организма ребенка - снятие утомления, повышение умственной работоспособности и внимания, предупреждение нарушения зрения и осанки. Наиболее благоприятное время для проведения
физминуток – вторая половина занятия, когда дети начинают утомляться. направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы, выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц.
Работая в начальной школе, учителя часто задумываются, как сделать так, чтобы уроки были более яркими и интересными. Физминутки в начальной школе смогут положительно влиять на умственную работу мозга, улучшают кровообращение и повышают работу на уроке. Они также помогают переключать работу детей и впоследствии снимают усталость.
Не любое физическое упражнение можно провести на уроке, поэтому учителю необходимо придерживаться ряда условий при подборе физкультминуток. Их содержание необходимо варьировать в зависимости от преобладающей на уроке деятельности. Следует помнить, что упражнения должны проводиться на начальном этапе утомления, быть короткими, знакомыми детям и простыми в исполнении, удобными для выполнения в ограниченном пространстве, связанными с подтягиванием и выпрямлением позвоночника, нельзя забывать о разминке глаз, кисти рук, шеи. Важно учесть и то, как быстро дети смогут вернуться к учебной деятельности, поэтому не стоит выбирать упражнения, которые не только приведут в тонус мышцы, но и перевозбудят класс, который надо будет успокаивать и только потом продолжать урок. Движения должны отличаться от привычных школьнику движений и положений, выполняемых при
учебной деятельности, это вовлекает в работу мышцы, находящиеся в статической нагрузке. Упражнения следует выполнять одно за другим, без остановок, сопровождать их выполнение счётом, звуками на вдохе и выдохе, специальной музыкой. Существует классификация физкультминуток : оздоровительные — танцевально-ритмические, упражнения для глаз и пальцев рук; двигательно-речевые — дыхательная и артикуляционная гимнастики; физкультурно-спортивные — общеразвивающие упражнения, подвижные игры; когнитивные — дидактические игры с движениями, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, двигательные действия и задания; креативные —гимнастика ума, пантонимимическая и пальчиковая гимнастики, сюжетно-ролевые игры. Все
они могут быть тематическими, подобранными для конкретного урока с определённой темой.
Виды физминуток:
Оживлялки — это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.
Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.
Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела - позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий. Умение поддерживать состояние активности обучающихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий. Организация учебной деятельности с использованием физкультминуток позволит обеспечить наиболее комфортные условия для личностного и физического развития каждого ученика. Так же это снизит влияние негативных факторов, которые могли бы нанести вред его здоровью.