Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы

Ксения Мухаярова
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы

На сегодняшний день проблема мониторинга освоения детьми образовательной программы в ДОУ является актуальным вопросом любой дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

Исследования А. С. Белкина, С. Г. Вершловского, Н. К. Голубева, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, И. И. Логвинова, Н. Д. Никандрова и др. показывают, что важнейшей составляющей любого образовательного процесса выступает педагогический мониторинг.

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева дают следующее определение. Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

Существует ряд нормативно правовых документов, регламентирующих процесс проведения мониторинга в дошкольной организации:

Закон Об Образовании РФ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

В ФГОС ДО сказано, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей»

Но согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.

На первый взгляд данные высказывания противоречат друг другу. И перед педагогом встает вопрос законно и целесообразно ли проводить диагностику детей в дошкольной организации? Следует ли проводить эту процедуру или воздержаться?

Согласно Стандарту запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками нет, и педагогическую диагностику и мониторинг проводить можно, а с педагогической точки зрения нужно. В каждой ДО есть своя образовательная программа, где отражены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а также промежуточные результаты освоения этой Программы. Полученные в ходе проведения мониторинга данные не подлежат сравнению с другими детьми, группой детей. Результаты педагогической диагностики не предназначены для публичного разглашения или обсуждения. Они доступны для анализа, прогнозирования и пропедевтики лишь узкому кругу педагогов, работающих с детьми. Результаты позволяют увидеть насколько ребенок преуспел в освоении Программы, а также используются для поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Мониторинг и диагностика - эти два понятия связаны между собой. К примеру, проводя педагогический мониторинг можно применить диагностику как метод сбора информации, то есть включить в работу методы диагностики такие как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, изучение продукта деятельности и другие. На сегодняшний день существует большое количество педагогических методик, направленных на выявление уровня развития воспитанников по всем 5 образовательным областям: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное. В своей педагогическойпрактике я обычно применяю такие методики как:

1. Тест «Невербальная классификация», автор Т. Д. Марцинковская,

2. Тест Когана,

3. Методика «Достань ключик», автор Е. А. Стребелева,

4. Методика «Счёт», автор С. Забрамная,

5. Методика «10 слов», автор А. Р. Лурия,

6. Методика выявления уровня развития речи дошкольников (авторы: Ушакова О. С, Струнина Е. М.,

7. Методика «Анализ продукта деятельности», автор Комарова Т. С.,

8. Методика «Неоконченные ситуации» (авторы: А. М. Щетинина, Л. В. Кирс,

9. Карта проявлений самостоятельности (автор А. М. Щетинина,

10. Карта проявлений активности (авторы: А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова,

11. Карта проявлений инициативности (автор А. М. Щетинина,

12. Диагностика уровня сформированности игровых навыков, автор Д. Б. Эльконин.

13. Методика Вартега «Круги»

Рекомендуется проводить мониторинг 2 раза в год: в начале учебного года в конце.

Полученные в ходе проведения педагогической диагностики и мониторинга данные являются основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения результатов освоения программы в старшей разновозрастной группе Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в старшей разновозрастной.

Аналитический отчёт по результатам мониторинга освоения образовательной программы детьми второй младшей группы Аналитический отчёт по результатам мониторинга освоения образовательной программы детьми 2 младшей группы «Ежик» за 2017-2018 учебный.

Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста Одним из самых главных условий воспитания здоровых детей являются прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик» Купаева О. Н. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается.

Мониторинг результатов освоения детьми среднего дошкольного возраста общеобразовательной программы ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Принята на заседании педагогического совета Протокол.

Мониторинг результатов освоения детьми старшего дошкольного возраста общеобразовательной программы ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Принята на заседании педагогического совета Протокол.

Организация педагогического мониторинга в системе управления качеством образования Организация педагогического мониторинга в системе управления качеством образования О. В. Вьюнова МДОУ Тисульский детский сад № 4 В дошкольном.

Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей-средней группы Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей- средней группы. Дата проведения мониторинга: с.

Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО Технология в дошкольном образовании – это такая организация (фрагмента) образовательного процесса в ДОО, которая: - выполняет стимулирующую.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы
Опубликовано: 15 августа 2018 в 22:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 июля. День Ивана Купалы на МААМ

У праздника Ивана Купалы богатое фольклорное наполнение, вот почему на его примере легко знакомить детей с народной культурой и традициями. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы провести этот...

7 июля. День рождения Буратино

7 июля 1881 года была впервые напечатана сказка «Приключения Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди. На основе этой нравоучительной истории о деревянном человечке, которого за хорошее поведение фея...

Мастер класс по изготовлению поделки из картона и цветной бумаги «Долька арбуза», с...
6 июня. День летних ягод на МААМ. Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Вашему вниманию представляю мастер – класс по...
Мастер-класс по изготовлению рамки для фото «Наша дружная семья» к Дню Семьи, любви и...
Для работы нам понадобится: зеленый , голубой картон, цветная бумага светло-зеленого и желтого, белого цвета, ножницы, клей, фотография. Из зеленого...
Фотоотчет тематической недели «Дорожная азбука»
Лето - чудесная пора, когда дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Как правило, основными занятиями являются песок, вода и подвижные игры. Но...