Мингалиева Марина
Организация и содержание работы по формированию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических противопоставлений :
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Публикация «Организация и содержание работы по формированию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Система Педагогического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:
1. Начальный (подготовительный) этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Подготовительный этап: Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха.
На данном этапе решаются следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.
На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову, жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши, предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др., картинок, и т. п.
Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.
При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Педагог объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало).
1. Педагог расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой, он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.
2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок, звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.
3. Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.
Педагог называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.
Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры:
1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Кто сидел на моем стуле?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
2. Дети делятся на две группы. Педагог произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «АУ!», «АУ!»,
А мне в ответ: «АУ!», «АУ!»,
Горе кричу: «АУ!», «АУ!»,
Гора в ответ: «АУ!», «АУ!».
При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, сначала по 2 слога:
па – ба, та – да, жу – шу, во – фо, га – ка, зы – сы, и т. д
затем по 3 слога:
па–ба–па та–да–та ва–фа–ва
На данном этапе важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение.
Весёлое название.
Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман альбом витамин клетка
Паман айбом митанин къетка
Банан аньбом фитамин клетта
Банам авьбом виталим тлетка
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
Повтори.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – лоток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бак – бак – бок ком – дом - гном
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Четвёртый лишний. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава–канава–какао–канава; ком–ком–кот–ком; утёнок–утёнок–утёнок–котёнок;
будка–буква–будка–будка; винт–винт–бинт–винт; минута–монета–минута–минута
Подставь нужное слово.
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?. (дом, ком, гном, сом)
Я ещё задачу дам – всё расставить по местам: Вот печать на простыне –… Зеленеет на окне …
Волейбольная висит …Канарейка в ней сидит –(сетка, клетка, метка, ветка)
Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.
Я опять задачу дам – всё расставить по местам: Что стащил игривый кот?. Детям мамочка плетёт?. С гор спускается, течёт?. Что за скользкий, ровный лёд?. (каток, поток, венок, моток)
На данном этапе также уместно использовать слова – омографы (совпадающие по написанию). Например, «замок – замок». В данном случае внимание будет обращено на ударность слога.
Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, педагог держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
Знакомство детей с понятиями : гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый – мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка и фантазии Педагога.
Педагогами широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. При изучении гласных и согласных звуков используют изображение человечков – «звуковичков». На гласных звуковичках указывается положение губ при произношение звуков. Согласные звуковички отличаются одеждой: синяя – твёрдый звук, зелёная – мягкий звук, шляпка с колокольчиком – звонкий звук, без колокольчика – глухой звук. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик – звонкий звук, зачёркнутый колокольчик – глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т. п.
Закреплению данных понятий могут помочь стихи:
1. Гласные звуки.
1) Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.
2) Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.
Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.
2. Согласные звуки.
А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.
3. Звонкие – глухие звуки «Капли – барабаны».
Глухие звуки звучать глухо, голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: пугаться, пускать – здесь голоса нет в звуке П,
А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.
Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!
Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.
П – это капают капли дождя, Б – барабанов бой.
Ф – это фырканье ежа, В – это волка вой.
С – то водичка струйкой бежит, З – зазвенел комар.
Ш – мышонок тихо шуршит, Ж – жук зажужжал.
Т – это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.
Д – здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг.
К – то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,
Г – загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.
И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,
Помни, что Б – барабанов бой, а П – лишь капли дождя.
4. Твёрдые – мягкие звуки «Нежный или злой».
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,
А твёрдые – словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки: ЕЛЬ, КАПЕЛЬ, МЕЛЬ, МЕТЕЛЬ.
Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.
Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: СТОЛ, УКОЛ.
Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.
Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: МОЛОТ, ЛУК.
А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.
Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.
Послушайте: СВЕЖЕСТЬ, БЛИЗОСТЬ, ВЕСТЬ – здесь всё протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть чуть – чуть попозже уйти.
Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:
МЕЛ – МЕЛЬ, БРАТ – БРАТЬ, КРОВ – КРОВЬ.
Таким образом, грамотно построенная коррекционная работа по формированию фонематического восприятия на уроках произношения будет эффективно способствовать развитию фонематического слуха старших дошкольников