Светлана Александрова
Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и эффективность
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По формулировке Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Публикация «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В системе физического воспитания населения особое место уделяется работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении всей жизни. Именно в этот период идет развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Задачи дошкольного учреждения по физическому воспитанию представлены на слайде (слайд № 2)
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза провозглашено формирование физической культуры личности. Конкретизируя задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели, можно выделить оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Оздоровительные задачи:
- укрепить здоровье;
- обеспечить всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;
- закаливать организм, используя естественные факторы природы, различные традиционные и современные методики закаливания;
- способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Образовательные задачи:
- формировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки, развивать физические качества;
- сделать достоянием каждого ребёнка элементарные базовые специальные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии и т. д.
Воспитательные задачи:
- воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
- способствовать развитию воли, целеустремлённости;
- формировать позитивные качества характера, способствовать эмоциональному развитию детей;
- воспитывать эстетические потребности личности ребёнка.
Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (слайд № 3)
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
- полноценное питание детей;
- закаливающие процедуры;
- развитие движений;
- гигиена режима.
Мы в своей работе стараемся максимально использовать все возможности этих средств в воспитании физической культуры у дошкольников.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
- создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.
Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ созданы определённые условия (слайд № 4)
Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, организован центр активности развития движений. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня : утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для развития двигательных способностей и творчества детей используется новая форма физического развития детей - «час» двигательного творчества, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в центре активности развития движений, освоить его пространство.
(слайд № 5) На участке ДОУ оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр и т. д. Проводятся игры-эстафеты, подвижные игры, что способствует не только физическому развитию, но и повышает эмоционально-положительный настрой дошкольников. Организуется и проводится 2 раза в неделю «динамический час» в часы дневной прогулки. Его длительность 25 – 30 минут.
Формы организации детей при проведении динамического часа - фронтальные, подгрупповые, по гендерной принадлежности.
Динамический час состоит из трех частей, каждая из которых может варьироваться в зависимости от поставленных задач на конкретное занятие.
1 часть – Вводно-подготовительная (слайд № 6)
Даются задания для разогрева основных групп мышц и подготовки организма к дальнейшему выполнению упражнений (разные виды ходьбы и бега, игры малой и средней подвижности).
2 часть – Основная (слайд № 7)
Разучивание элементарных спортивных упражнений, закрепление правил игр, профилактика травматизма (упражнения с мячом, с воланом, с клюшкой и шайбой и т. д.)
3 часть – Заключительная (слайд № 8)
Проводятся подвижные игры на закрепление раннее разученных упражнений, на развитие реакции на сигнал, на развитие внимания. Проводятся игры с элементами спорта и спортивных упражнений.
Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует гибкий режим дня.
Ежедневно в группе предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: (слайд № 9)
1. Утренняя гимнастика на воздухе или в зале. В процессе утренней гимнастики обеспечивается правильная физическая, психическая и эмоциональная нагрузка.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Правильное чередование упражнений, оптимальная нагрузка, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение.
2. Разнообразные подвижные игры в течение всего дня. (слайд № 10)
Главное правило подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня.
Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:
- выбор игры;
- создание интереса детей к игре;
- сбор на игру;
- организация играющих;
- объяснение правил игры;
- распределение ролей;
- размётка площадки;
- раздача инвентаря и атрибутов;
- сигнал на начало игры;
- проведение игры;
- сигнал на окончание игры.
ПОМНИТЕ: ГЛАВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – ВАШЕ ЛИЧНОЕУЧАСТИЕ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ ДЕТЕЙ.
3. Индивидуальная работа с детьми направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате. (слайд № 11)
4. Дневная гимнастика после сна и закаливающие процедуры. (слайд № 12)
Цель этой работы - профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур; развитие внимание, умение выполнять движения в общем для всех темпе; воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после дневного сна.
(слайд № 13) Закаливающие процедуры, способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. В группе используется рижский метод закаливания.
(слайд № 14) 5. Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата – движения способствуют развитию всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребёнка. По-этому нужно подбирать оптимальные технологии, обеспечивающие интеграцию познавательной и двигательной деятельности. С проведением НОД вас познакомила наш физинструктор Марина Геннадьевна.
(слайд № 15) 6. С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности мы проводим физкультминутки (кратковременные физические упражнения) в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др., т. к. на занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными и рассеянными.
Связанные между собой компоненты: движения, игра и сюжет – представляют новую интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка.
(слайд № 16) 7. Наша работа также строится на взаимодействии с родителями. Мы периодически проводим консультации для родителей, оформляем папки-передвижки, раздаем памятки. Совместно с родителями проводятся «Веселые старты», «День здоровья», а также различные мероприятия.
(слайд № 17) Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.