Лучший педагог года

Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах

Светлана Волкова
Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах

Постановка проблемы и ее актуальность

Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу. Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Игры с мячом развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, навыки общения, поднимают дух состязательности, повышают настроение, снимают агрессию, помогают избавиться от мышечных напряжений и служат средством развития мелкой моторики рук. Играя с мячом, ребёнок выполняет различные действия - целится, отбивает, подбрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Публикация «Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах» размещена в разделах

Для организации игр и упражнений с мячом не требуется больших усилий. Достаточно иметь пару мячей и немного свободного пространства. Еще одно преимущество таких игр в том, что они могут быть организованы как на прогулке, так и в группе в любое время – в утренние часы до завтрака, между образовательными мероприятиями, в качестве физкультминутки, на прогулке – одним словом, в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Форма организации игр и упражнений с мячом – индивидуальная, подгрупповая и фронтальная, в зависимости от поставленных задач.

Во время утренней гимнастики, физкультурных минуток можно использовать упражнения с мячом, где от ребенка требуется умение держать мяч в различных положениях; обвести мяч вокруг себя, перебирая руками; наклоняться с мячом; приседать; стучать ими об пол и т. д.

Для индивидуальной двигательной деятельности подбираются задания в зависимости от особенностей ребенка. Для детей с невысоким уровнем подбираются элементарные упражнения – катание и прокатывание мяча, шарика в прямом направлении друг другу, в ворота, в предметы (кегли) на расстоянии 1-1,5 м. Эти упражнения приучают детей к умению обращаться с мячом, подготавливают руки к правильному энергичному отталкиванию мяча. Эти упражнения даются для того, чтобы дети почувствовали результат – это служит стимулом для дальнейшей работы.

Детям со средним уровнем развития мелкой моторики даются следующие задания: метание мячей в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка различными способами (от груди, из-за головы, снизу одной или двумя руками). Постепенные упражнения содействуют развитию необходимых умений, развитию мелкой моторики. Чтобы вызвать интерес к играм с мячом, дают упражнения : «Брось и догони», «В воротики», «Подбрось повыше». Эти упражнения оказывают на детей большое эмоциональное воздействие и тем самым побуждают интерес. В ходе упражнений следят за точностью движений, за дозировкой физической нагрузки. Упражнения детям нравятся, они стремятся правильно выполнять их. В упражнениях детям помогают навыки, приобретенные при выполнении более простых упражнений ранее разученных и отработанных. В работе педагогам следует придерживаться такого алгоритма: вначале разучиваются простые упражнения с мячом, затем сложные, в играх навыки закрепляются.

Для развития мелкой моторики включают задания, которые укрепляют кисти рук, делают пальцы гибкими. Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

3) «Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".

2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Примером могут служить упражнения с массажным мячом : прокатывание между ладонями, подбрасывание, стремление поймать, «закручивание», сдавливание. Эти упражнения доставляют детям огромное удовольствие. Они представляют, что в руках у них «маленькие ежики» и катают их вперед-назад, сжимают пальцами, ладонями, что способствует развитию мелкой моторики. Такая форма работы проводится в совместной деятельности, а также включается в бодрящую гимнастику после сна.

Вызывает интерес у детей пособие – каучуковые мячики, которые помещаются у детей в ладонях, не выскальзывают из рук. С данным пособием проводятся игровые упражнения : сжать мячик одной рукой, потом другой, между ладонями; покатать об пол, одной и другой рукой.

Детям очень нравится играть с теннисным мячиком. Сидя за столом, они толкают мячик от одной руки к другой «настольный футбол». Сначала некоторые дети будут очень напряжены, боясь, что мячик упадет на пол, но продолжая играть, они приобретают умение удерживать мячик на столе.

В свободное время дети могут играть в физкультурном уголке, где находятся мячи разных размеров, дуги, мишень, баскетбольное кольцо и другие снаряды. Играя с мячом, дети выполняют упражнения, которые научились выполнять. Зовут других детей принять участие в играх. Любимые упражнения у детей подбрасывать мяч вверх, бросать в кольцо и прокатывать мяч друг другу.

Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой и учебной деятельностью.

При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что игры и упражнения с мячом имеют право быть использованы в дошкольном учреждении как средство развития ловкости, в том числе, ручной умелости детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения полезно повторять ежедневно, в различные режимные моменты в течение всего года.

Литература:

1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. : Просвещение, 1981.

2. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой : Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1975.

3. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. – К. : Рад. Школа, 1983.

4. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004

5. Теплова И. Школа мяча //Дошкольное воспитание. - № 10. – 2008.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов Выступление из опыта работы. Все мы хотим видеть наших детей счастливыми и здоровыми! Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна.

Фотоотчет «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС»Фотоотчет «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий); повышение.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста в режимных моментах. Осенняя прогулка Тема: «Осенняя прогулка» Автор: Бруяко Ольга Степановна ЧОУ «СОШ «Личность» дошкольное отделение Г. Новороссийск Приоритетная область:.

Организация двигательной активности с детьми старшего дошкольного возраста «Навстречу здоровью» Организация двигательной активности с детьми старшего дошкольного возраста «Навстречу здоровью» Задачи: Физическое развитие: Развитие физических.

Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста товарищей. Используя неглавные роли, ребенок старался вернуть прежнее доверие. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят,.

Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Особое место в режиме дня детского сада занимает прогулка. При организации прогулки мы учитываем, прежде всего, подбор разных видов игр.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Подготовил: воспитатель 1 квалификационной.

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с использованием ИКТ Доронина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6». Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,.

Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста К старшему дошкольному возрасту дети приобретают уже достаточно.

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот волшебный мир театра» Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 11:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД