Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Галина Бикташева
Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

• развитие индивидуальности воспитанников;

• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

• повышение интеллектуального уровня детей;

• развитие креативности и нестандартности мышления.

Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят: малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.

Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую экспериментальную деятельность по теме: «Эколята -исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Начиная с раннего возраста, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни. Новизна инновационного проекта заключается в том, что используя метод проектов в экологическом развитии детей через экспериментально-исследовательскую и экскурсионную деятельность дети становятся самостоятельными, любознательными, изобретательными, способными рассуждать и мыслить логически.

Этапы реализации инновационного проекта

1. Подготовительный (2018-2019)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

- формулировка проблемы, целей, задач, прогнозируемых результатов, определение продукта проекта;

- планирование поисково-исследовательской деятельности;

- создание детского центра исследований;

-составление договоров с социальными партнерами;

- создание предметно пространственной среды

-определение тем проектов

Деятельность детей:

-введение в игровую ситуацию

-вхождение в экспериментально-исследовательскую деятельность

- выполнение творческих работ

2. Практический (2019-2020)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

- реализация проектов;

- организация экскурсий в Кемеровский краеведческий музей, СЮН;

-проведение семинаров, круглого стола с целью обмена опытом

Деятельность детей:

-участие в проекте

- участие в творческих конкурсах, публичных выступлениях;

-оформление альбомов, коллекций, макетов.

3. Заключительный (2020г)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

-проведение анализа полученных результатов, их оценка с точки зрения поставленных целей и задач;

-презентация проектов экспериментально-исследовательской деятельности;

-составление методического пособия, представления опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях.

Деятельность детей:

- участие в конкурсах различного уровня.

Методика выполнения экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит существовать. Работа осуществляется во второй половине дня, один раз на в две недели по 10-30 минут в зависимости от возрастной группы. В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который строится на основе восприятия, которое связано с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на конкретное предложенное задание. Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы. Также ДОУ заключило договор с Кемеровским областным краеведческим музеем по программе " Растем вместе с музеем". Сотрудники музея приезжают в ДОУ и рассказывают про природу Кузбасса, а также родители вместе с детьми посещают музей по выходным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Педагоги ДОУ, также родители считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 21 января 2020 в 17:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 февраля. День «Зарницы» на МААМ

Миллионы мальчишек и девчонок в советское время играли в «Зарницу». Эта военно-спортивная игра традиционно проводилась в канун 23 февраля. «Бойцы» срывали погоны с противника и сражались за вражеский...

22 февраля. День опытов и экспериментов на МААМ

Не прекращаются занятия в научных лабораториях маленьких исследователей. Лаборатории эти являются важными элементами развивающей среды. Они заводятся педагогами в детсадовских группах для развития у детей...

Акция «Новый год без ДТП!» Фотоотчёт
В период с 16 по 24 декабря 2019 года УГИБДД УМВД России по Липецкой области совместно с ОБУК «Липецкий государственный театр кукол» и другими...
Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей 6 лет по объёмной аппликации с элементами...
Данная объёмная аппликация выполнена из цветной бумаги коричневого цвета и шерстяных ниток детьми старшей группы. Цель:Развивать умения старших...
Фотоотчет «Веселые старты, посвященные 23 февраля»
Двадцать третье февраля — Важный день календаря. Честь хвала героям нашим, Пост отважно охранявшим! Дедам, папам — всем поклон, Кто не был врагом...