Лучший педагог года

Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Галина Бикташева
Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

• развитие индивидуальности воспитанников;

• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

Публикация «Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

• повышение интеллектуального уровня детей;

• развитие креативности и нестандартности мышления.

Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят : малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.

Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую экспериментальную деятельность по теме : «Эколята -исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Начиная с раннего возраста, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни. Новизна инновационного проекта заключается в том, что используя метод проектов в экологическом развитии детей через экспериментально-исследовательскую и экскурсионную деятельность дети становятся самостоятельными, любознательными, изобретательными, способными рассуждать и мыслить логически.

Этапы реализации инновационного проекта

1. Подготовительный (2018-2019)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

- формулировка проблемы, целей, задач, прогнозируемых результатов, определение продукта проекта;

- планирование поисково-исследовательской деятельности;

- создание детского центра исследований;

-составление договоров с социальными партнерами;

- создание предметно пространственной среды

-определение тем проектов

Деятельность детей :

-введение в игровую ситуацию

-вхождение в экспериментально-исследовательскую деятельность

- выполнение творческих работ

2. Практический (2019-2020)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

- реализация проектов;

- организация экскурсий в Кемеровский краеведческий музей, СЮН;

-проведение семинаров, круглого стола с целью обмена опытом

Деятельность детей :

-участие в проекте

- участие в творческих конкурсах, публичных выступлениях;

-оформление альбомов, коллекций, макетов.

3. Заключительный (2020г)

Деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров:

-проведение анализа полученных результатов, их оценка с точки зрения поставленных целей и задач;

-презентация проектов экспериментально-исследовательской деятельности;

-составление методического пособия, представления опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях.

Деятельность детей :

- участие в конкурсах различного уровня.

Методика выполнения экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит существовать. Работа осуществляется во второй половине дня, один раз на в две недели по 10-30 минут в зависимости от возрастной группы. В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который строится на основе восприятия, которое связано с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на конкретное предложенное задание. Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы. Также ДОУ заключило договор с Кемеровским областным краеведческим музеем по программе " Растем вместе с музеем". Сотрудники музея приезжают в ДОУ и рассказывают про природу Кузбасса, а также родители вместе с детьми посещают музей по выходным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Педагоги ДОУ, также родители считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 21 января 2020 в 17:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД