МААМ-картинки

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями

Юлия Белобородова
Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями должна быть организована пространственно-предметная среда для решения коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных задач.

Публикация «Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

В настоящее время в отечественной педагогике и логопедии в частности, накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникативных технологий. Между тем данный аспект в коррекционной практике остается актуальной проблемой, т. к. возможности ИКТ для развития и обучения подрастающего поколения часто используется неэффективно или не в полной мере.

Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютерных программ коррекционные педагоги признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т. ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью сказать, что грамотное овладение педагогами, логопедами, дефектологами современными интерактивными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений коррекционной педагогики. При внедрении в педагогическую деятельность интерактивных технологий решаются следующие задачи: с одной стороны – у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой – использование подобных технологий позволяет педагогам расширит собственные возможности, что также отражается на результатах проводимой коррекции.

Специалистами нашего детского сада с помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое позволяет педагогу сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у ребенка живой интерес, способствует формированию у них познавательной памяти и внимания, логического мышления.

Важно отметить, что, несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который коррекционный педагог может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту или индивидуальным особенностям именно детей вашей группы, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с задержкой психо-речевого развития. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами : картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятий особого внимания и особых средств воздействия. Но Главная цель при использовании ИКТ – не заменить традиционными средства, а дополнить их.

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы ни была она эффективна, не заменит живого общения с детьми. Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее коррекционный процесс. Так, применение презентаций, видеороликов на занятиях логопеда, дефектолога, психолога позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми дает возможность оптимально решить 7 задач:

- формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

- способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

- воспитывать стремление достичь положительный результат;

- развивать высшие психические процессы – память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

- совершенствовать разные компоненты речевой системы;

- осуществлять индивидуальный подход в обучении;

- обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их ярче, крупнее, реалистичнее). Что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

Игры и упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у педагога появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствует формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремиться говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни. На индивидуальных занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Мы провели анкетирование родителей на тему: «Использование ИКТ в детском саду». Анкета состояла из 7 вопросов:

1. Считаете ли Вы внедрение ИКТ в детском саду необходимостью современной жизни?

2. Есть ли у Вас дома компьютер, планшет, ноутбук?

3. Ваш ребенок использует компьютер для… развивающих игр, игры-стрелялки, бродилки и др., мультфильмы, фильмы, аудиокниги.

4. Ваш ребенок играет на компьютере…один, с друзьями, с родителями.

5. Сколько времени в день Ваш ребенок проводит за компьютером…2 часа, 30 минут, 15 минут, другой ответ.

6. Считаете ли Вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребенка в лучшую сторону?

7. Можно ли, по Вашему мнению, использовать компьютерные технологии как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми дома?

Все ответы родителей вы можете увидеть на слайдах.

В МАДОУ №46 специалисты в работе с детьми с отклонениями в развитии, используют интерактивные пособия, рекомендованные федеральными государственными образовательными стандартами.

Прежде всего, это методика с видеобиоуправлением. Целью данного пособия является развитие физических и когнитивных способностей ребенка.

Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением содержит интерактивные игры, направленные на развитие физических и когнитивных способностей ребенка.

Подобные игры не носят соревновательный характер между участниками, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

Дружественный, интуитивно понятный интерфейс программы и процесс установки не требует от пользователя специальных знаний ПК.

Сейчас вы просмотрите отрывок занятия учителя-дефектолога Полтаржицкой Т. Л. с использованием интерактивного оборудования.

Показ видеоролика.

Как вы заметили, использование ИКТ добавляет много красок, познавательного интереса в занятие педагога.

Также в нашем детском саду педагоги в работе с детьми с отклонениями в развитии применяют и другие интерактивные программы, часть которых сегодня представлена на семинаре:

Одно из направлений работы ДОУ, которое определено Федеральными государственными стандартами – «информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме… проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения программы дошкольного образования».

Программы «Шаг за шагом» и «Развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей на основе четко разработанных критериев по всем важнейшим сферам развития дошкольников.

Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении.

Перечисленные интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы для с детьми с разным уровнем развития.

Развитие слухового восприятия очень важно для становления правильной речи. В этом незаменимую роль играют аудиоупражнения на развитие слухового восприятия, богато представленные в этих программах. Кроме того, программы специализированы для логопедической работы («Лого Игры», «Смотри и Говори»). Многие программы включают контент, который можно использовать при работе со слабослышащими детьми (например, печатные материалы для обучения чтению целыми словами, синхронная печать текста аудиоинструкций, видеоматериалы, обучающие чтению по губам).

Программы просты и удобны в использовании, работа с ними не требует специальной подготовки педагогов.

Привлекательный дизайн и разнообразные упражнения помогают создать игровую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность.

Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.

Программа «Говорящие картинки» - интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми младшего дошкольного возраста.

Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшения артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей.

Упражнения скомпонованы по темам

Тема Основная деятельность Лексическая работа

1. Звуки животных Отработка произношения звуков Названия предметов

2. Музыкальные инструменты

3. Звуки транспорта

4. Звуки дома

5. Звуки природы

6. Цвета и их названия Расширение словарного запаса.

Отработка произношения Грамматически правильная речь (согласование слов в словосочетаниях)

7. Расположение предметов

8. Антонимы

9. Инопланетяне Коммуникативные навыки

Далее участники семинара-практикума пробуют на практике представленные игры. В конце семинара подводится результативность обмена опытом по использованию интерактивного оборудования.

Зам. зав. по ВМР Ю. Г. Белобородова

Публикации по теме:

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 13:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД