Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната

Ветчинкина Галина
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие дети не всегда имеют возможность расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Эта патология детского развития чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с ДЦП. Актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития (Л. О. Бадалян, В. Н. Козявкин, А. Б. Пальчик, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов).

Двигательные нарушения у детейс ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно. Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. В нашем учреждении воспитываются дети с ДЦП с различной степенью умственной отсталости.

Основной целью коррекционной работы с детьми при ДЦП является оказание детям комплексной помощи: медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной; обеспечение максимально полной социальной адаптации и интеграции в социум. Важнейшей задачей является создание условий для правильного физического развития каждого ребенка, обеспечение оптимального режим двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию необходимых образовательных компетенций в соответствии с возрастными особенностями детей с ДЦП. Для таких детей разрабатываются индивидуальные программы, которые учитывают психофизические особенности детей и их двигательные возможности. Для организации эффективного воспитательного процесса проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Комплексное диагностическое обследование детейс ДЦП проводят специалисты учреждения: педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед, что в дальнейшем будет способствовать качественной организации психолого-педагогического сопровождения.

Раннее начало и адекватность применяемого коррекционного воздействия уже в раннем и дошкольном возрасте является наиболее эффективным. Уже доказано, что только ранняя диагностика, раннее комплексное сопровождение, своевременное применение мер ортопедической профилактики и лечения позволяют добиться максимального восстановления умственной и двигательной деятельности, коррекции сенсорных, вегетативных, речевых нарушений у детей с ДЦП. Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с ДЦП на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также целями и задачами коррекционного процесса.

В нашем учреждении созданы широкие возможности для воспитания и развития детей с ДЦП: имеются темная и светлая сенсорные комнаты, компьютерный класс со специальным оборудованием, коррекционные классы для обучения детей, достигших школьного возраста, тренировочная квартира, кабинет социально-бытовой ориентировки, конюшня, сад и огород, мастерские и многое другое. Психолого-педагогическое сопровождение включает: занятия с учителем-дефектологом (подготовка к школе, с педагогом-психологом (коррекция нарушенных психических функций) с учителем-логопедом (речевое развитие, проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке с социальным педагогом, педагоги групп систематически организуют воспитательную работу. Педагоги дополнительного образования организуют праздники, развлечения и досуговые мероприятия.

В учреждении предусмотрена безбарьерная среды (лифт, поручни, вертикуляторы и др., учитываются рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок при реализации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.). Медицинское сопровождение включает наблюдение врача, занятия ЛФК, массаж, плавание, иппотерапию, галотерапию и др.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ДЦП позволяет выявить его скрытые физические и психологические возможности, помогает преодолению дезадаптации. Мультидисциплинарный подход в организации сопровождения воспитанников позволяет проводить многолетнюю последовательную поэтапную реабилитацию наиболее эффективно.

Все это способствует созданию благоприятных социально-педагогических условий для его развития. Характерной особенностью организации обучения в учреждении является медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ДЦП: сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями, что что в дальнейшем будет способствовать социальной адаптации и интеграции таких детей в социум.

Публикации по теме:

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники попадают.

Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ. Одним из важных направлений деятельности современного ДОУ является организация психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНРВзаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 15:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

6 марта. Праздник бантиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен милому украшению, без которого не обходится ни одна девочка. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей завязывать бантики и с их...

Мастер-класс «Открытка к 8 Марта» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: выполнение аппликации из бумаги, для изготовления подарка Задачи: Обучающие: - Закреплять навыки последовательного и поэтапного выполнения...
Фотоотчет о подготовке к празднику 8 марта «Мамочка любимая!»
Цель: через разные виды деятельности уточнить и систематизировать представление детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: обогащать и...
Мастер-класс по изготовлению открытки с сюрпризом к 8 Марта. Старшая группа
Изготовление подарков для близких - это интересный и увлекательный процесс. К каждому празднику, мы с ребятами, стараемся порадовать их. Сами получаем...