МААМ-картинки

Организация коррекционно-равивающей работы с ребенком с РАС (из ИОМ для детей с РАС)

Александра Малых
Организация коррекционно-равивающей работы с ребенком с РАС (из ИОМ для детей с РАС)
▼ Скачать + Заказать документы

Блок II

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

1. Сведения о программах:

АООП ДОУ для детей с РАС+ЗПР (адаптированная основная образовательная программа)

АОП (адаптированная программа)

РП специалистов (рабочие программы специалистов)

2. Режим и форма организации занятий :

подгрупповые (п/г, индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.

3. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.

Публикация «Организация коррекционно-равивающей работы с ребенком с РАС (из ИОМ для детей с РАС)» размещена в разделах

Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида

1) диагностико-прогностический;

2) коррекционно-формирующий;

3) оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:

- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида (анамнез, особенности социальной ситуации развития;

- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;

- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.

Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.

Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;

- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.

Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов.

Медицинское сопровождение

Систематическое посещение реабилитационного центра по графику в соответствии с ИПР, где получает комплексное медицинское и психолого – педагогическое сопровождение. 1 раз в квартал посещение врача – психиатра и других специалистов по рекомендациям (прописанных в ИПР) и врача - психиатра, врача – педиатра. А так же мама с ребенком регулярно посещает Самарский терапевтический комплекс «РЕАЦЕНТР». Посещала автономную некоммерческую организацию «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в 2018 году, где ребенок проходил занятия по своему психофизиологическому развитию.

Психолого – педагогическое сопровождение

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель: создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно - образовательной работы ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями с учетом его реальных возможностей и образовательных потребностей.

Задачи:

• Обеспечивать права ребенка с РАС с интеллектуальными нарушениями на получение адекватной коррекционной помощи;

Корректировать негативные тенденций развития;

• Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, музыкальной);

• Предупреждать вторичные отклонения в развитии.

• Создавать благоприятные условия развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями.

• Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает базисные компоненты коррекционного обучения, заложенные на основе комплексной программой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» авт. А. Е. Екжанова, Е. А. Стребелева. Индивидуальный учебный план разработан в соответствии с образовательными областями по приоритетным направлениям для формирования жизненных компетенций.

Обучение проводится:

• на индивидуальных занятий,

• на подгрупповых занятиях и малыми подгруппами по учебному плану группы,

на фронтальных занятиях: музыкальном и физкультурном, на которых присутствует несколько педагогов: воспитатель, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре и специалист группы (учитель – дефектолог или учитель – логопед).

Индивидуальная работа с ребенком проводится ежедневно со специалистами и воспитателями по разработанному графику индивидуальных занятий.

Приоритетные направления на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию жизненных компетенций:

1. Социально – коммуникативное развитие

2. Сенсорное восприятие

3. Познавательное развитие

4. Развитие речи на основе ознакомления с окружающим

5. Предметные и игровые действия

6. Самообслуживание

7. Музыкальное развитие

8. Физическое развитие

Календарно – тематическое планирование на год (с сентября 2021г по август 2022 г) индивидуальные занятия по приоритетным направлениям.

Темы: Сроки/

Педагоги Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание и виды деятельности

Социально – комуникатив-ное развитие Сентябрь –

декабрь

учитель-дефектолог

учитель-логопед, педагог-психолог, воспита-тели Узнавать себя в зеркале, на фотографии; показывать по называнию части своего тела (голо-ва, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы. Картинки с изображением частей тела, действий Дид. задания «Покажи на фото» «Покажи, где у тебя голова (Нога) «Найди на карточке, где голова (нога) «Подбери кар-точку со словом и подложи к картинке)

Я и моя семья

(представление о себе, представление о близких) Январь – апрель

учитель-дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог Узнавать себя и членов семьи, отвечать на вопросы. Фото ребенка и членов семьи. Дид. зад. «Найди на фотографии маму, папу… (всех чле-нов семьи)», «Най-ди, где ты? Скажи, как тебя зовут. Покажи, где у тебя голова, нос и т. д Что ты делаешь (на фото). Перечислять действия: ест, спит, пьет, купается, ри-сует – по картин-кам с опорой на карточки со слова-ми «Кто что делает?»

Познаватель-ное развитие Сентябрь – июнь (июль, август)

учитель-дефектолог Учить восприни-мать величину предметов (боль-шой, маленький) Учить производить выбор по величине и по форме по сло-ву. Учить диффе-ренцировать плоскостные (круг, квадрат, прямоуго-льник,треугольник, овал) фигуры. Карточки с изоб-ражением больших и маленьких пред-метов по проходи-мым темам и гео-метрических фигур Дид. игры и задания: «Найди круг (квадрат, прямоугольник, треугольник, «Найди большой, маленький» «Подбери к ним карточку» («Дай большой мяч, дай маленький мяч»). «Расставь по порядку»

Сенсорика Сентябрь – июнь (июль, август)

учитель-дефектолог Учить производить выбор определен-ного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных. Картинки с изображением мальчика в разном действии: бежит, рисует, сидит и т. д. Задания «Покажи, где мальчик бежит; где мальчик сидит; где мальчик рисует». «Дай картинку» и т. д.

Развитие зрительного восприятия Сентябрь - август

воспита-тели,

учитель-дефектолог

педагог-психолог Учить пользовать-ся предметами – орудиями (сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками) Емкости: банки, песок;

тележка; предметы орудия: сачки, палочки, молоточки,

ложки, совочки, лопатки, веревки, тесьма. Выполнение практических и игровых задач ( игры: «Достань камешки из банки»,«Поймай рыбку!»,«Достань тележку!», «Забей гвоздики!»

Мышление Сентябрь – июнь (июль, август)

учитель-дефектолог Учить решать про-блемно-практичес-кие ситуации мето-дом проб: прибли-жать к себе пред-меты с помощью веревки, тесьмы. Игрушки: мишка, машинка и др. Задания: «Достань игрушку!», «Достань воздушный шарик», «Достань колечки»,«Покатай мишку!»

ФЭМП Сентябрь – май (июнь)

учитель-дефектолог Учить пересчету предметов до 10, соотносить количество со словом – карточкой в пределах 5, показывать на пальчиках. Цифры до 5. Счетный материал. Цифры. Карточки с 2 полосками с изображением предметов до 5, счетные палочки. карточки со словами: один, два. пять Дид. задания сосчитай и возьми (положи) карточку с цифрой. Разложи фигуры на дорожке Покажи столько пальчиков (соотне-сение с карточкой - цифрой)

Ознакомление с окружаю-щим по лекси-ческим темам:

«Обувь»

«Дикие и дом. животные и их детеныши»

«Мебель»

«Дом и его части»

«Дом. птицы и их птенцы»

«Транспорт»

«Цветы»

«Насекомые»

и др. Сентябрь – май (июнь)

учитель-дефектолог

учитель-логопед Знакомить с 5-6 предметами одежды и обуви, посуды и др. Картинки с предметами по темам.

«Дид. игры и задания «Парные картинки (по всем темам)» Разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами (по этим названиям)» «Найди и покажи» «Выбери и покажи шапку, (одежду, обувь и т. д.) на обобщение» «Найди и покажи машину, автобус и т. д.».

Культурно – гигиенические навыки.

Умывание Одевание, пользование туалетом. Сентябрь - август

воспита-тели,

учитель-дефектолог Учить просить по-мощи у взрослых при затруднениях с одеждой и туале-том. Учить благо-дарить взрослых за оказанную им помощь. Учить застегивать пуговицы. Коммуникативная книга. Дидактические пособия - тренажеры на застегивание и расстегивание пуговиц. Побуждать выра-жать свою потреб-ность словами или с помощью комму-никативной книги: «Я хочу в туалет», «Я уже сходил», «Помогите мне». Дидактические игры – тренажеры «Собери цепочку»

Предметная деятельность.

Конструирова-ние

Игры с машинками Сентябрь - август

воспита-тели,

учитель-дефектолог Учить играть со строителем и конструктором – лего Учить обыгрывать машинку: катать, перевозить строитель. Лего – конструктор. Строитель: кирпичики и кубики. Машинки разного размера. Мишка, кукла. Действия по подра-жанию действиям взрослого: «Сделай как я» Дид. игры «Прокатим Миш-ку» «Покатаем кук-лу» «Везем кубики и кирпичики»

Речевое развитие

Темы: Сроки/

Педагоги Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание и виды деятельности

Развитие общих речевых навыков. Сентябрь- август

Учитель-логопед 1. воспитание правильного физиологического и речевого

дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании

предложений. Работать над плавностью речи.

3. Отрабатывать чёткость дикции.

4. Развивать силу и интонационную выразительность голоса в

упражнениях и играх. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Дыхательные упражнения с движениями

Смотри картотеку

Дидактические пособия «Блинчик»

«Задуй свечу»

«Листопад» и др.

Смотри картотеку

«Качели»

«Бегемотик»

«Ушки»

«Протяжные слоги»

«Кью-икс»

«Повторюшка»

«Трубочист».

Звукопроизношение. Октябрь- август

Учитель-логопед 1. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков.

2. Начать подготовку

артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих

звуков и звука [р].

3. Закрепить в речи чистое произношение поставленных звуков (проводить

автоматизацию и дифференциацию звуков). Зеркало большое,

Индивидуальное зеркало

Картинки

Зеркало большое,

Индивидуальное зеркало

Картинки Общая артикуляционная гимнастика

Общая и специальная артикуляционная гимнастика

Игры со звуками

Слоговая структура слова октябрь- август

Учитель-логопед Формировать умение воспроизводить слова сложного звукового состава.

Использовать многосложные слова в речи. Технологии по развитию слоговой структуры слова

Агронович З. Е

Большакова С. Е

Четвертушкина Н. С Упражнение «Назови 9 предметов»

Упражнение «назови ласково».

Упражнение «Чего нет» и др.

Музыкальное развитие

Темы: Сроки/

Педагоги Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание и виды деятельности

Слушание музыки Сентябрь - декабрь

Музыкальный руководитель Развивается способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируется умение запоминать, узнавать знакомые мелодии. С. Прокофьев «Марш»

Т. Попатенко «Сарафан надела осень»

П. Чайковский «Игра в лошадки»

Картинки с изображением лошадки, осеннего леса, танцующих и марширующих детей. Дид. Задания «Покажи картинку с изображением танцующих детей, а затем марширующих детей. Покажи картинку с изображением осени. Покажи картинку с изображением лошадки.

Пение Январь – апрель

Музыкальный руководитель Учим различать звуки по длительности, петь, точно интонируя мелодию песни. Учим удерживать интонацию на одном звуке. М. Старокадомский «Что за дерево такое?»

Т. Попатенко «Листопад» Немецкая народная песня «Зима»

Т. Попатенко «В нашем оркестре» Картинки с изображением деревьев, зимы, музыкантов оркестра. Прослушивать песни в грамзаписи, упражнять в узнавании песен по одной мелодии, звучащей без аккомпанемента, по вступлению, по отдельно сыгранным фрагментам.

Музыкально –ритмические движения Май – июнь (июль, август)

Музыкальный руководитель Вырабатываем умение двигаться в соответствии с характером музыки. Развиваем чувство ритма и координацию движений. Улучшаем качество подскока.

Учить танцевать легко, и непринужденно. И. Дунаевский «Марш»

А. Соснин «Мячики».

Ф. Шуберт «Экосез».

Ю. Чичков «Полька»

Е. Тиличеева «Поезд» Дид. задания:

Покажи, как маршируют солдаты. Прыгаем с мячиком в руках. Применять совмещенные действия с ребёнком, и действия по подражанию взрослому.

При этом надо следить за тем, чтобы взрослый сам показывал танцевальные па достаточно грациозно, артистично, чтобы ребёнок старался быть похожими на него.

Игра на ДМИ (детские музыкальные инструменты) Май - июнь

(июль, август)

Музыкальный руководитель Закрепление приёмов игры на бубне, барабане, маракасе, треугольнике. Русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени». Т. Попатенко «В нашем оркестре».

Р. Шуман «Смелый наездник». Дид. задания:

Покажи где маракасы а где треугольник? Поиграй на маракасах. Поиграй на бубне. Повтори ритмический рисунок за мной.

Физическое развитие

Темы: Сроки/

Педагоги Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание и виды деятельности

Ходьба, построение, перестроение: Сентябрь-октябрь -ноябрь

Инструктор

по физической культуре Развиваем навы-ки обычной ходьбы, ходьбы на носках, учим детей ходьбе с заданиями;

руки на поясе, к плечам, в сторо-ны и т. д.

Ходьба по нак-лонной доске, ходьба по гим-настической скамейке с вы-полнением заданий.

Ходьба по гим. скамейки с меш-ком на голове, ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой, ходьба с переша-гиванием через предметы; с пе-

редачей мяча из одной руки в другую. Перест-роение в колонну по одному.

Построение в шеренгу. Игровая дорожка, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр»

Гимнастическая скамейка, мешочки с песком, мячи, кегли. «Веселая гимнастика», «Идем по сенсорной тропе» и др.

Психогимнасти-ческие этюды: «Лампочка», «Дерево, кустик, трава», «Игры с муравьем», «Воздушный шар», «Рыба», «Слива», «Надувной матрац», «Снеговик», «Эскимо», «Таинственный остров», «Дерево» и др.

Бег «врассыпную,

Змейкой, бег с поворотами» Декабрь-январь-

февраль

Инструктор

по физической культуре Учим змейкой между предмета-ми за взрослым, между линиями, между цилиндра-ми, между мягкими модулями.

Бег по наклон-ной доске, бег шеренгами на скорость, дистанция 20 м Бег врассыпную. Подскоки, захлёст. Бег со скакалками. Мягкие модули, кегли, цилиндры, конусы.

Наклонная доска.

Скакалки «Букет», «Волк», «Мячи разные несем»

«Гуси лебеди»

«Бездомный зайчик»

«не оставайся на полу» перелетные птицы.

Прыжки. Март-

апрель –

май

Инструктор

по физической культуре Учим прыгать на двух ногах: ноги вместе — ноги врозь, руки на поясе; с продвижением вперед (3—4 м)

Прыжки через шнуры на правой и левой ноге. прыжки в длину с места; с высоты. прыжки из обруча в обруч, прыжки в высоту, через бруски и кочки и прыжки через скакалки. Шнуры, обручи, бруски, кочки. Гим. скамейка и скакалки. «Лесная сказка», «Подпрыгни и подуй на шарик», «Спрыгни в кружок».

Школа мяча» «Караси и щука» «Пастух и стадо»

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

Ползание и лазание Июнь-

июль-

август

Инструктор

по физической культуре Учим прокаты-вать мяч, обруч из разных исходных позиций двумя руками друг другу; бросать и ловить мяч (два-три раза, бросать мяч друг другу, бросать мяч вверх. Отбивание мяча о пол, забрасывание мяча в обруч. Отбивание и ловля мяча. Совершенствуем навыки -сформированные раннее: проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой. Ползание на гим скамейке, проползи на четвереньках через тунель. Мячи, обручи, мешочки для метания. «Радуга»

«забава».

Тунель «Догони мяч», «Играем в мяч, сидя», «Метание мешочков», «Мяч ведущему», «Попади мешочком в цель», «Прокати мяч в ворота»

Вышибалы,

«между булавами»

«мыши в кладовой»

«Самый ловкий»

Психологическое сопровождение

Темы: Сроки/

Педагоги Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание и виды деятельности

Сенсорное развитие Ноябрь - август

Педагог - психолог Интеграция сенсорных систем – вестибулярная система, проприоцептивная система, тактильно-осязательная, слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная) Балансировочная доска, предметы с разной тактильной поверхностью, игровая дорожка, коврик «Топ-топ», коврик «Гофр», канат; небольшая ёмкость для воды; пособие «Слушать интересно 1», магнитофон с записями спокойной музыки Упражнения на балансировочной доске; растяжки; упр. «Обжималки», упр. «Отдыхалки»; упр. «Пройди через болото»; игры с крупами; игры с водой, игры с мыльными пузырями, игры со звуками, игры с пластичными материалами

Формирование навыков крупной моторики Ноябрь - август

Педагог - психолог Способствование формированию праксиса. Мячи, обручи, мешочки для метания, мягкие модули, игровая дорожка, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» Суставная гимнастика, игра «Зоопарк» : «Мишка», «Уточка», «Цыплёнок», «Черепаха», «Заяц», «Лиса»; ползание, ходьба, бег, прыжки, игры с мячом

Формирование навыков мелкой моторики Ноябрь - август

Педагог - психолог Способствование формированию навыков мелкой моторики, широкое использование различных материалов, интеграция навыков мелкой моторики с базовыми сенсорными системами тела, а также системой крупной моторики Маленький сухой бассейн, песочница психолога, су-джок, прищепки, мелкие предметы Пальчиковая гимнастика, самомассаж; игры с пластичными материалами, игры с крупами, игры с мелкими предметами

Общение Ноябрь - август

Педагог - психолог Способствование формированию пассивной и активной речи, использование интонации Зеркало большое, зеркало малое Психогимнастические этюды и упражнения; игры «Ку-ку», «Лови шарик», «Хлопаем в ладоши», «Прятки», «Киса-киса, брысь», «Сорока-белобока», «Догоню, догоню!», «Коза рогатая»

Социальные навыки Ноябрь - август

Педагог - психолог Способствование формированию социального чувства - обращать внимание на окружающих, взаимодействовать с ними Пособие «Азбука эмоций», зеркало большое, зеркало малое Упр. «Зеркало», «Злимся и радуемся», «Ладушки», «Дай руку», «Привет! Пока!», «Обезьянки», «Скульптуры»

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

План работы с опекаемым ребенком в школе № Содержание работы Мероприятия Исполнитель Сроки Роспись I. Организационно-социальная работа 1 четверть 1 2 Изучение положения в семье.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-равивающей работы с ребенком с РАС (из ИОМ для детей с РАС)
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 14:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-равивающей работы с ребенком с РАС (из ИОМ для детей с РАС)» (включая файлы) размещена пользователем Александра Малых (УИ 438029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД