Папки-передвижки

Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ

Александра Малых
Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Блок II

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

1. Сведения о программах:

АООП ДОУ для детей с ЗПР (адаптированная основная образовательная программа)

АОП (адаптированная программа)

РП специалистов (рабочие программы специалистов)

2. Режим и форма организации занятий :

Фронтальные (ф/з, групповые (г/з, подгрупповые (п/г, индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.

Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ» размещена в разделах

3. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.

Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком

Раздел Задачи Примерное содержание

Развитие сенсорно-перцептивной сферы развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;

развивать зрительный гнозис,

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове

Д/ И: «Шарики-ниточки», «Что какого цвета?», «Радуга», «Полосатый коврик», «Волшебный мешочек», «Тактильные доки»

«Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность,

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т. д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т. д.)».

- Беседа по картинкам (части суток,

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года»

- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т. д.»,

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

узнавание зашумленных, наложенных, перечеркнутых, конфликтных изображений;

обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону

Развитие внимания Развивать произвольность внимания,

Развивать способность к переключению внимания,

Развивать концентрацию внимания;

Способствовать увеличению объема внимания.

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие мнестической деятельности Развивать память: зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную.

увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.

развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

-Д/И Мемо-домики, мемо-коты

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов,

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д. ,

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз,

- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» ( запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие мыслительных операций стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления,

учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;

развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств;

формировать у ребенка операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

развивать антиципирующие способности

учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания,;

Развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам

развивать способность к замещению и наглядному моделированию; • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);

Развивать словесно-логическое мышление:

• развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; • формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера; • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию; • подводить к пониманию текстов со скрытой моралью; -создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий;

-достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.

-анализ образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности

-складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек

-выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон)

-Игра «Чьи лапы, хвосты, уши; дом» — по элементам и т. д. ;

Игры на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций ( игры с дорогами: автомобильной, железной)

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

-Картинки-нелепицы

Развитие мелкой моторики развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога;

формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев;

выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.

развивать умения удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке; • тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания); • применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;

побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; -пальчиковые игры на выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. («Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками», «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.)

-игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.,

-нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;

-захват мелких или сыпучих материалов;

-выкладывать мелких предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;

-графические задания: проводить простые линии – дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки, «Штриховки»;

-игры на обведение по контуру различных предметов, используя трафареты, линейки;

-дорисовывание недостающих частей к предложенному образцу;

-воспроизведение образца из заданных элементов (счетные палочки, палочки Кюизенера;

• раскрашивание по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета

Развитие психомоторной сферы • формировать и закреплять двигательные навыки, образность и выразительность движений, побуждать к выражению эмоциональных состояний с помощью пантомимики, жестов, к созданию игровых образов

• развивать двигательную память, предлагая выполнять двигательные цепочки из четырех-шести действий;

-развивать навыки пространственной организации движений; совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения согласованных движений;

• формировать устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению под музыку. -Упражнения психогимнастики, этюды (явления природы, професии, животные, эмоции людей и т. д.);

-физминутки, подобранные в соответствии с темой занятий;

-кинезиологические упражнения;

-релаксационные упражнения.

Саморегуляция, произвольность поведения Развитие умения планировать деятельность, поэтапно ее осуществлять, давать о ней словесный отчет;

Развитие саморегуляции в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности;

Привлекать к анализу результатов своей деятельности; -Н/П игры с правилами;

-М/П/И с правилами и сигналами (вербальными, невербальными);

-рефлексия в конце занятия

Обучение грамоте Звуки и буквы русского алфавита,

Дифференциация парных звуков

Звуковой анализ слов

Кроссворды по различным лексическим темам. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «КРО. Подготовка к обучению грамоте» конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М. : 2010.

ФЭМП систематизировать представления детей о свойствах объектов

закреплять знания о величинах предметов: длине, высоте, ширине, толщине, цвете;

вводить понятие меры и действия измерения длины, ширины, высоты объектов с применением соответствующих средств;

сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости);

знакомить детей с понятиями : точка, виды линий, луч, отрезок; утонить знания о геометрических фигурах (вершины, углы, стороны) и телах: пирамида, цилиндр, призма, конус, параллелепипед;

совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 10.

познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и др.

дать представление о весе предметов и способах его измерения, познакомить с весами;

способствовать развитию умения ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи их пространственное расположение;

познакомить с планом, схемой, картой;

дать детям элементарные представления о времени;

побуждать пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;

различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). 1. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. -

Кн. 1, 2. – М. 2004

2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических

представлений. Конспекты занятий.

Речевое развитие Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

- научить понимать простые нераспространенные предложения;

- учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

- учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

- учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

- учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

- учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

- учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

- учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

- учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений

Задачи:

- освоение порядка слов в простом предложении;

- распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;

- распространение простых нераспространенных предложений определениями;

- распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;

- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);

- употребление повествовательных и вопросительных предложений.

Задание 4. Научить понимать значения слов, отража ющих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади).

Задание 3. Различение названий действий по ситуации:

моет - умывается - стирает

Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:

застегни пальто (расстегни);

Задание 5. Различение единственного и множествен ного числа существительных.

Возьми кубик (кубики, шар (шары, карандаш (ка рандаши).

Задание 6 Различение единственного и множествен ного числа глаголов (по картинкам).

Мальчик спит, бежит - бегут идет - идут сидит - сидят стоит - стоят

Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы - мальчика и куклы - девочки).

Женя упал. - Женя упала.

Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.

2. Выполнение поручений по речевой инструкции

Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.

Задание 2. Выполнение действий с целью различения пред ложных конструкций.

Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепле ния прилагательных-антонимов.

Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.

Где? крыша земля стол палка

крыса змея стул полка

Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:

Кто купается, а кто катается?

Развитие общей моторики

Направление работы Формы Содержание

Быстрота выполнения движений

Групповая НОД

индивидуальная Ходьба, бег с изменением темпа движения (звуковой сигнал); бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием, «змейкой»; подвижные игры : «Ловишка», «Догонялки», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Чья колонна быстрее построится» игры –эстафеты.

Игры с мячом «Догони мяч», «Догони меня», «Скорее намотай ленточку», «Догони обруч», «Перенеси предметы».

Ловкость

Групповая НОД

индивидуальная Ходьба и бег между предметами, с изменением направления движения, с перешагиванием через предметы в движении; ОРУ с предметами различной формы, веса; ОВД на равновесие, ползание с заданием, метание и ловля мяча»; прыжки

Игровые задания: «Не задень»(ходьба и бег между предметами, «Не задень звоночек»(подлезание, «Перелезь через бревно»

Точность выполнения движений

Групповая НОД

индивидуальная ОРУ с необычным исходным положением;

П/ И с правилами: «Совушка», «Мышеловка», «Перелет птиц», «Самолеты», «Пробеги тихо»

игры на метание «Попади в цель», «Брось через веревку», «Сбей обруч»

Ходьба с выполнением задания(«великан», «карлик», «аист», «лошадка», «собачка»); бег разного вида; подъем по гимнастической лестнице и спуск;

Задание: «перелезть через бревно», «проползи –не задень», «пройди мишкой – проползи мышкой», ходьба по извилистой дорожке; катание на велосипеде; через болото- идти перешагивая с кружка на кружок, лежащие на полу в шахматном порядке

Развитие координации движений Групповая НОД

Индивидуальная

I. Описание особых образовательных потребностей:

• Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.

• Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.

• Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.

• Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.

• Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).

• Комплексная подготовка к школе.

• Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).

• Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.

• Обучение умению доводить начатое дело до конца.

• Расширение представлений об окружающей действительности.

• Формирование представлений о себе, окружающем мире.

• Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).

• Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).

II. Цели, задачи, формы организации коррекционной работы

Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Задачи:

1. Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).

3. Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.

Специфические задачи развивающего обучения детей с ЗПР :

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.

4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.

5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).

7. Организация благоприятной социальной среды.

8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.

III. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.

IV. Взаимодействие с родителями

Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:

№ Блок Содержание Формы и методы

1 Информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики.

2 Практический содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием. 1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия);

- Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов);

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 15:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (Из ИОМ для детей с ЗПР) с ребенком ЗПР в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Александра Малых (УИ 438029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД