МААМ-картинки

Организация литературного образования детей в дошкольном образовательном учреждении

Оксана
Организация литературного образования детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация литературного образования детей в дошкольном образовательном учреждении

В процессе формирования у детей интереса к литературе и воспитания бережного отношения к книге одну из главных ролей отводят развивающей среде, ее наполняемости, соответствию возрасту детей, эстетичности в оформление. При организации развивающей среды в каждой группе создается литературный центр - спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В своей книге М. М Алексеева и Б. И. Яшина описывают ряд требований к устройству уголка:

Публикация «Организация литературного образования детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

-Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

-Хорошее освещение в дневное и вечернее время.

-Эстетичное оформление - литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

-Оснащение, позволяющее выставлять книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 - 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Педагог при работе с детьми данной возрастной группы приучает их к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 - 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, магнитофон с дисками, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Педагог продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание литературного центра становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 - 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.

Используя такое оснащение развивающей среды, педагог выбирает для своей работы методы и приемы, которые подходят детям определенного возраста, учитывая знания и психологические особенности детей, а также жанр произведения, с которым будут знакомиться дети.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности

Основными методами, по работе с литературой в детском саду, являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей;

2. Рассказывание воспитателя. Относительно свободная передача текста-возможна перестановка слов, их замена, толкование;

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Заюшкина избушка»); кукольный и теневой театр, фланелеграф;

5. Чтение как часть занятия по развитию речи: оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок); чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В структуре типичного занятия принято выделять три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне, при этом используются самые разные приемы:

-в книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают ее, пробуют определить жанр произведения. В начале занятия спрашивает об их предположениях;

-воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении, и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение;

-воспитатель предлагает, ориентируясь на название высказать предположения относительно содержания.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Интерес детей можно вызвать, используя загадки, стихотворения, картинки. Далее детям озвучивается название произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов: лубяная - деревянная; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой (рассматривание картинки с изображением избушки на курьих ножках); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Сварливая бабка у старика осталась ни с чем!» или: «Мальчик с пальчик маленький да удаленький!».

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Необходимо научить дошкольника слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка должна следовать за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр художественной литературы. Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки,отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, педагог называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, (беседа о прочитанном). Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Для решения задач по литературному образованию важной составляющей является и работа с семьей. При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого используются информационные стенды, а также проводятся индивидуальные консультации. Содержание информационной работы направленно на рекомендации для родителей, касающихся места и времени для чтения детям (гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку); рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических условий (правильная осанка, выбор места для чтения, время для чтения); о важности того, что в процессе чтения ребенок не должен быть пассивным слушателем, необходимо активизировать его внимание (привлекать к повторению слов, к ответам на вопросы, рассматриванию иллюстраций).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание воспитателя; инсценирование, заучивание наизусть, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Грамотный выбор методов и приемов в работе по решению задач литературного образования позволяет эффективно добиваться положительных результатов.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация литературного образования детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 24 января 2022 в 16:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД