Лучший педагог года

Организация логочаса в группах для детей с ОНР.

Ирина Пашкова
Организация логочаса в группах для детей с ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности работы логопеда и других специалистов в частности воспитателя.

Взаимодействие воспитателя и учителя – логопеда осуществляется в различных формах. Это совместное составление перспективного планирования на текущий период по всем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционной работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельное задание учителя – логопеда воспитателям. Поскольку коррекционный раздел нашей «Основной общеобразовательной программы ДОУ» составлен на основе примерной программы Н. В. Нищевой, то мы в своей практике используем рекомендации данного автора. Так еженедельные задания логопеда воспитателям широко представлены в методическом пособии «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой.

Публикация «Организация логочаса в группах для детей с ОНР,» размещена в разделах

Принципы коррекционной работы:

1. Принцип системности.

Данный принцип реализуется благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

2. Принцип доступности.

Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей с ОНР, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.

3. Принцип тематичности.

Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический под-ход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

4. Принцип развития.

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

5. Принцип коррекционной направленности.

Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. Естественно данная деятельность не возможна без знания воспитателем индивидуальных, речевых и психофизических возможностей и особенности каждого ребёнка.

Однако всегда следует помнить, что для успешной коррекционной работы одно профессионализма педагогов мало необходимо:

• согласованность в действиях логопеда и воспитателя;

• воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что запланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционном процессе работы;

• приоритет на стороне учителя-логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период.

При изучении каждой лексической темы учитель-логопед вместе с воспитателем намечает тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экс-прессивной речи. Словарь как правило, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны пре-обладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Кроме того специфика работы воспитателя группы компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение занятий по заданию учителя-логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдни-ка.

Конкретных, определенных требований к структуре логопедического часа не существует. Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и индивидуальных особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (3 – 7 человек - по рекомендации логопеда). На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными де-фектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления он находится. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя ав-томатизацию звуков, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук. По рекомендации учителя-логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, специальные игры и упражнения на развитие различных сторон речи.

На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Пальчиковая гимнастика;

• Упражнения на развитие речи с движением;

•Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);

• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);

• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;

• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;

• Закрепление лексико-грамматических категорий;

• Развитие мелкой моторики и графических навыков;

• Развитие артикуляционной моторики.

Примерная структура логочаса :

1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)

2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)

3. Индивидуальная работа

С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.

Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми направленными на развитие мелкой моторики.

Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребе-нок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.

Примерный хронометраж логочаса.

• Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).

• Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

• Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

• Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).

• Физкультминутка (2мин.).

• Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).

• Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение

окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т. д.» (5 мин.).

• Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

• Индивидуальная работа (5 мин.)

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а при-носила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо чет-ко знать, что и как требовать от ребенка.

Воспитатель должен знать комплексы артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать и если есть необходимость подобрать (т. к. на исправление каждого звука направлены определённые упражнения). Кроме того, необходимо использовать разные виды показа:

• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;

зрительный: на себе, на детях, на схемах;

слуховой: утрированное произношение того или иного звука;

• тактильный.

Неотъемлемой частью коррекционной работы воспитателя является работа по тетради взаимодействия с учителем-логопедом. Данная тетрадь соответствует комплексному тематическому планированию группы, перекликается с планированием занятий по всем образовательным областям. Для согласованной работы логопеда, воспитателя и родителей чителем-логопедом Карпенко И. Н. разработаны карточки по всем лексическим те-мам для каждой возрастной группы, содержащие разнообразные игры и упражнения используемые воспитателями на занятии логочаса. Все упражнения из карточек первоначально отрабатываются с логопедом. На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его. Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.

В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.

Воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, указанные учителем-логопедом, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные посо-бия, игры по всем разделам развития речи.

Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, картотеку пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие речи с движением, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д. В условиях современного детского сада эффективно используются мультимедийные презентации, мнемотаблицы на мультимедийной установке.

Для достижения максимальных результатов своей деятельности, воспитатель может конспектировать занятия учителя-логопеда, анализировать их и на основании анализа планировать коррекционную работу логопедического часа.

Методическое обеспечение.

Занятия логочаса имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции звукопроизношения, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе:

1. Словесные:

- словесная инструкция;

- показ (подражание);

- объяснение;

- рассказ.

2. Наглядные:

- жестовая инструкция;

- метод совместных действий;

- наблюдение;

- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

3. Практические:

- подвижные игры;

- сюжетные игры.

Примерный алгоритм занятия: (фронтального)

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Закрепление звука (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

5. Упражнения на развитие фонематического слуха.

6. Физкультминутка.

7. Беседа по лексической теме.

7. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

10. Итог занятия.

Алгоритм занятия: (индивидуального)

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Формирование речевого и физиологического дыхания.

4. Сообщение темы занятия.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Закрепление звука в слогах.

6. Закрепление звука в словах.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление звука в словосочетаниях.

9. Закрепление звука в предложениях.

10. Закрепление звука в тексте.

11. Итог занятия.

Технические средства:

1. Индивидуальные зеркала.

2. Карточки с изображением букв.

3. Материал для дыхательных упражнений.

4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.

5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

Публикации по теме:

АКТ тематической проверки «Организация речевой среды в группах ДОУ» АКТ тематической проверки МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ХХХ» по направлению образовательной области «Речевое развитие» 2016-2017.

Консультация для педагогов «Организация здоровье сберегающего пространства в младших группах» Консультация для педагогов «Организация здоровье сберегающего пространства в младших группах» «Здоровье – это вершина, которую должен каждый.

Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе» С чего начинается музей. Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Содержание.

Организация центра науки в группах детского садаОрганизация центра науки в группах детского сада Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира.

Организация логочаса в старшей группе Организация логочаса в старшей группе. (Выступление на семинаре) 1 слайд: Добрый день. Мы представляем опыт работы нашего ДОУ по организации.

Проведение логочаса в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран» 1 часть Проведение логочаса в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран». 1. Ребята, а вы хотите побывать в жарких странах? (Варианты.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» ЛОГОЧАС 1. Ребята, я предлагаю вам отправиться далеко на север. Хотите туда попасть? Тогда закрывайте глаза и говорите вместе со мной волшебные.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» (часть 2) ЛОГОЧАС 1. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация логочаса в группах для детей с ОНР.
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД