Ирина Мармулева
Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники попадают в сферу логопедического воздействия. Значительное число таких детей посещают общеразвивающие группы, группы комбинированной направленности ДОУ или воспитываются в условиях семьи. Невозможность получения необходимой и адекватной помощи приводит, как правило, к тому, что в период начального школьного обучения они испытывают специфические (и часто весьма серьезные) трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития попадая в разряд неуспевающих учеников.
Публикация «Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с этим, я хотела бы поделиться нашей моделью логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в нашей дошкольной организации.
МБДОУ № 52, детский сад комбинированного вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеет в своем составе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, но в соответствии с современными нормативно-правовыми документами и Уставом ДОУ логопедическая помощь оказывается всем детям, независимо от направленности групп. Таким образом, на логопедические занятия зачисляются дети, имеющие рекомендации ТПМПК, ПМПк МБДОУ, а также, если речевое нарушение не является тяжелым, по заявлению родителей.
В первую очередь в логопедические группы зачисляются воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие заключение территориальной ПМПК о сопутствующем нарушении в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР, фонетическое недоразвитие речи (далее – ФНР, препятствующие их успешному освоению основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Во вторую очередь в логопедические группы зачисляются воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности, имеющие нарушения в развитии устной речи.
Не подлежат приему в данную форму логопедической группы дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР - 1,2уровней; осложненного ОНР - 3 уровня; системного недоразвития речи.
Если ребенок в возрасте от 3до 7 лет имеет такие сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами территориальной ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
Однако на сегодняшний день специализированные группы по коррекции ТНР переполнены и не могут обеспечить всех детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях. Поэтому большинство таких детей остаются в наших образовательных условиях.
В результате логопед нашего учреждения должен оказывать одновременно помощь детям разных возрастных групп с разнородными речевыми нарушениями, таким образом организационная и содержательная стороны деятельности такой модели логопедической помощи в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, обладая при этом определенной собственной спецификой.
В ДОО, где есть группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, логопед проводит фронтальную, подгрупповую и индивидуальную работу. В нашем ДОУ логопедические занятия не внесены в общее расписание ООД, т. е для коррекции необходимо выхватывать ребенка либо с ООД по расписанию, либо из режимных моментов. Поэтому в наших условиях логопедическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями наиболее приемлемо в индивидуально-подгрупповой форме.
Возникает вопрос: В какое время необходимо это осуществлять?
Получается что с ООД, учтенных в расписании, мы детей брать не можем-нарушаем «Закон об образовании», т. е. прерываем процесс усвоения основной образовательной программы. А брать детей во время проведения режимных моментов запрещает СанПин.
Мы нашли следующий выход. У каждого ребенка есть законные представители в лице родителей или опекуна, которые вправе решить вопрос о целесообразности проведения логопедических занятий. Учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе и брать детей с прогулки только с письменного согласия родителей (законного представителя). В рамках ПМПк решаем с педагогами работать согласованно, т. е. если ребенок отсутствовал на каком-то ООД, то воспитатель должен найти время для индивидуальной работы с этим ребенком, чтобы компенсировать это отсутствие.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в логопедическую группу воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в такую логопедическую группу являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальных занятиях организуется работа по коррекции звукопроизносительных навыков с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка, а на подгрупповых, (дети подбираются по возрасту и сходным речевым нарушениям, стараемся включать работу по коррекции всех речевых компонентов.
Помимо этого, коррекционная деятельность учителя-логопеда предполагает не только работу в специально организованной деятельности детей (занятие, но и во всех режимных моментах. Это дает возможность разнообразить образовательную деятельность для того, чтобы дети смогли каждый день проводить со всеми педагогами, работающими на группе. В ходе режимных моментов при непосредственном участии специалистов есть реальная возможность помочь ребенку с ОВЗ через организованную деятельность освоить программный материал. При проведении таких режимных моментов как утренний прием детей, прием пищи, подготовка ко сну, подъем после дневного сна, прогулки, логопед также проводит коррекционную работу.
Как это происходит?
Во время подготовки к завтраку, обеду, ужину проводим работу над четкостью дикции на речевом материале чистоговорок, потешек, стихотворных текстов, а также оказываем помощь детям в освоении навыков речевого этикета.
Во время подготовки к прогулке формируем навыки мелкой моторики, проводим работу по оречевлению действий и текущей ситуации, автоматизирую поставленные звуки во время имитативных упражнений, тренингов (действия по речевому образцу взрослого).
Во время подготовки ко сну развиваем фонематическое восприятие, используя аудиозаписи сказок, стишков в разных литературных формах. В подборе музыкального материала оказывает помощь музыкальный работник.
Во время совместных сюжетно – ролевых игр совершенствуем речевые навыки детей с помощью моделирование игровых ситуаций.
В рамках лексической темы разработаны беседы с детьми для каждого дня недели, которые часто сопровождаются рассматриванием картин или иллюстраций. Содержание бесед постепенно погружает детей в тему. Кроме того, в соответствии с темой недели для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли исследователя. Также проводим коррекцию звукопроизношения и развиваем мелкую моторику рук через использование речевых дидактических игр, пальчиковых игр и артикуляционную гимнастику.
В целях профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста подбираются песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, настроить на речевое общение. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, и желанию повторять их.
В конце недели, по пятницам, проводим коллективные просмотры мультфильмов советского периода по определенным лексическим темам с включением игровых, информативных презентаций в рамках проекта «Мир вокруг нас». Основная цель этих встреч - обобщить полученные в течение недели знания, и в ходе обмена впечатлениями, раздумьями и переживаниями формировать и совершенствовать речевую коммуникацию.
С целью повышения эффективности коррекционно-логопедического и воспитательно-образовательного процесса, создания комфортных условий для формирования личности каждого ребенка 4 раза в год проводятся логопедические досуги в виде конкурса стихов, «Книжкиных именин», празднования «Дня славянской письменности», «Путешествия по сказкам», логопедического КВН и. т. д.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Цель сотрудничества – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Формы взаимодействия логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков:
- тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);
- дни открытых дверей;
- консультации – практикумы для освоения методов и приемов артикуляционной гимнастики;
- родительские собрания;
- праздники и развлечения;
- выпуск буклетов, создание логопедических лэпбуков, подготовка и оформление стендовой информации в группе.
- создание детско-родительского клуба «Говорун» с целью оказания теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей раннего возраста (2-4 года).
Остановлюсь на работе клуба «Говорун». Этот родительский клуб существует у нас совсем недолго, всего второй год. Но мы поняли, что многие родители нуждаются в сопровождении специалистов так же, как и дети, особенно родители первой младшей группы. Именно с них мы начали логопедический ликбез в рамках клуба «Говорун». Работаем по запросу родителей с периодичностью 4 раза в год. Работа проводится в форме семинаров, мастер-классов, «круглый стол».
Кроме этого стараемся регулярно консультировать родителей как в устной форме, так и с помощью информации, размещенных на стендах, сайте.
Т. к. МБДОУ№52 не имеет речевую направленность, а количество детей-логопатов растет с каждым годом, большое значение придаем работе с воспитателями и взаимосвязи с другими специалистами.
Работа с педагогами проводится в традиционной форме.
Обобщая опыт работы, можно говорить о том, что данная форма логопедического сопровождения зарекомендовала себя как действенная модель организации коррекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой — результативна, проста, и удобна. Решая в качестве основных задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, пропагандируя логопедические знания среди работников дошкольных учреждений и родителей, логопедические пункты при четкой организации их работы обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе его средств и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей с особыми образовательными потребностями к школе.