Наталья Загородняя
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.
Один из алгоритмов моей работы, я хочу предложить вашему вниманию.
Свою работу начинаю с обследования ребенка, выявления уровня нервно-психического развития. Основываясь на данных анамнеза и заключении специалистов. Особое внимание заключению невролога.
Уровень нервно-психического развития определяется по диагностике под редакцией Э. Л. Фрухт, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры.
Публикация «Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Данная методика помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальной программе развития, позволяет видеть когда и какие изменения необходимо внести в программу развития и содержание индивидуального занятия.
Индивидуальная программа развития.
1. Адаптационная;
2. Профилактическая;
3. Коррекционно-развивающая.
Адаптационная программа необходима детям:
- которые длительное время находились в стационаре
(проведение занятий, направленных на установление эмоционального контакта со взрослым);
- которые поступают в Дом ребенка из семьи в возрасте после полугода
(установление доверительной связи между взрослыми и малышом, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании).
Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых в первые месяцы жизни соответствует возрастной норме. Она должна способствовать с одной стороны устранить вероятности нарастания отставания, а с другой – постоянному ускорению темпа развития ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создании оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционных направления:
· Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым;
· Формирование первых контактов между детьми;
· Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки;
· Развитие движений руки и действий предметами, общих движений;
· Нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;
· Развитие предпосылок активной речи понимания речи;
· Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.
Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.
Содержание этих занятий берется из программы О. В. Закревской «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».
Работа по развитию движений общих и навыков планируется в соответствии с уровнем по диагностике.
Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни
Первый – второй месяцы жизни
I. Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата:
I.Массаж по средствам дифференцированного (при гипотонусе и при гипертонусе) и точечного массажа.
II.Пассивная гимнастика
для губ:
- собирание губ в «трубочку»;
- растягивание губ в улыбку;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы.
для языка: ребенок на животе, голова свисает. (салфеткой захватить язык, покачать вправо-влево)
III.Вокализация выдоха.
В ходе дыхательной гимнастики: с ручками – с потряхиванием развести -вдох, сложить – выдох.
IV. Стимуляция голосовых реакций
а) в ходе дыхательной гимнастики
б) эмоционально-речевое общение.
V.Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо, яркую игрушку) :
VI.Учить прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки
(свое лицо зафиксировать руками ребенка и разговаривать)
VII.Вызывание I-ой улыбки – рефлекторно (за ушами).
Место занятий: пеленальник, секционный манеж.
Длительность: от 2-3 до 5-6 мин. в зависимости от состояния.
Третий – четвертый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Вокализация выдоха.
3. Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья, гуления на эмоционально-положительном фоне.
4. Развитие комплекса оживления (3 мес. ,
эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.)
3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес., зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.)
4. Локализация звука в пространстве (3 мес., развитие слухового восприятия (4 мес.)
5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес., формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.)
6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки
Пятый – шестой месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Вокализация выдоха.
3. Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т. ч. с пищевым подкреплением) и языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться
2. Стимуляция певучего гуления (5 мес. ,
вызывание первых слогов лепета : создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.)
3. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения, игра с зеркалом (5 мес.)
4. Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес., учить реагировать на свое имя (6 мес.)
5. Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес., массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)
Седьмой – девятый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха
3. Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес. ,
создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.)
3. Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес., 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес., учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.)
4. Развитие манипуляций с игрушкой:
• предметные действия – захват, стучать,
размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес. ,
• вынимать, снимать, толкать (8 мес. ,
• катать, нажимать, открывать (9 мес.,
противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес. ,
пинцетный захват (9 мес.).
Десятый – двенадцатый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха.
3. Стимулирование лепета:
• вызывание новых слогов + перекличка (10 мес. ,
• первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес. ,
• новых слогов и лепетных слов (12 мес.)
4. Развитие предпосылок понимания речи:
• учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес. ,
• действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес. ,
• учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.)
5. Формирование предметных действий:
• открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес. ,
• башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес. ,
• формирование предметной деятельности – учить катать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)