Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Наталья Загородняя
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.

Один из алгоритмов моей работы, я хочу предложить вашему вниманию.

Свою работу начинаю с обследования ребенка, выявления уровня нервно-психического развития. Основываясь на данных анамнеза и заключении специалистов. Особое внимание заключению невролога.

Уровень нервно-психического развития определяется по диагностике под редакцией Э. Л. Фрухт, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры.

Данная методика помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальной программе развития, позволяет видеть когда и какие изменения необходимо внести в программу развития и содержание индивидуального занятия.

Индивидуальная программа развития.

1. Адаптационная;

2. Профилактическая;

3. Коррекционно-развивающая.

Адаптационная программа необходима детям:

- которые длительное время находились в стационаре

(проведение занятий, направленных на установление эмоционального контакта со взрослым);

- которые поступают в Дом ребенка из семьи в возрасте после полугода

(установление доверительной связи между взрослыми и малышом, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании).

Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых в первые месяцы жизни соответствует возрастной норме. Она должна способствовать с одной стороны устранить вероятности нарастания отставания, а с другой – постоянному ускорению темпа развития ребенка.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создании оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.

В содержании коррекционно-педагогической работывыделены общеразвивающие и коррекционных направления:

· Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым;

· Формирование первых контактов между детьми;

· Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки;

· Развитие движений руки и действий предметами, общих движений;

· Нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;

· Развитие предпосылок активной речи понимания речи;

· Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.

Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.

Содержание этих занятий берется из программы О. В. Закревской «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».

Работа по развитию движений общих и навыков планируется в соответствии с уровнем по диагностике.

Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни

Первый – второй месяцы жизни

I.Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата:

I.Массаж по средствам дифференцированного (при гипотонусе и при гипертонусе) и точечного массажа.

II.Пассивная гимнастика

для губ:

- собирание губ в «трубочку»;

- растягивание губ в улыбку;

- поднимание верхней губы;

- опускание нижней губы.

для языка: ребенок на животе, голова свисает. (салфеткой захватить язык, покачать вправо-влево)

III.Вокализация выдоха.

В ходе дыхательной гимнастики: с ручками – с потряхиванием развести -вдох, сложить – выдох.

IV. Стимуляция голосовых реакций

а) в ходе дыхательной гимнастики

б) эмоционально-речевое общение.

V.Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо, яркую игрушку):

VI.Учить прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки

(свое лицо зафиксировать руками ребенка и разговаривать)

VII.Вызывание I-ой улыбки – рефлекторно (за ушами).

Место занятий: пеленальник, секционный манеж.

Длительность: от 2-3 до 5-6 мин. в зависимости от состояния.

Третий – четвертый месяцы жизни

1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2. Вокализация выдоха.

3.Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья, гуления на эмоционально-положительном фоне.

4. Развитие комплекса оживления (3 мес. ,

эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.)

3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес., зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.)

4. Локализация звука в пространстве (3 мес., развитие слухового восприятия (4 мес.)

5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес., формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.)

6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки

Пятый – шестой месяцы жизни

1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2. Вокализация выдоха.

3. Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т. ч. с пищевым подкреплением) и языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться

2. Стимуляция певучего гуления (5 мес. ,

вызывание первых слогов лепета: создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.)

3. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения, игра с зеркалом (5 мес.)

4.Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес., учить реагировать на свое имя (6 мес.)

5. Развитие зрительно-моторной координации рук –функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес., массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)

Седьмой – девятый месяцы жизни

1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха

3.Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес. ,

создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.)

3.Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес., 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес., учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.)

4.Развитие манипуляций с игрушкой:

• предметные действия – захват, стучать,

размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес. ,

• вынимать, снимать, толкать (8 мес. ,

• катать, нажимать, открывать (9 мес.,

противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес. ,

пинцетный захват (9 мес.).

Десятый – двенадцатый месяцы жизни

1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.

2.Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха.

3.Стимулирование лепета:

• вызывание новых слогов + перекличка (10 мес. ,

• первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес. ,

• новых слогов и лепетных слов (12 мес.)

4.Развитие предпосылок понимания речи:

• учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес. ,

• действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес. ,

• учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.)

5.Формирование предметных действий:

• открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес. ,

• башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес. ,

• формирование предметной деятельности – учить катать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Организация работы с детьми с ОВЗ и их семьями в условиях сельского детского сада Первый «особенный» ребёнок пришёл в наш детский сад в 2012 году. При поступлении в детский сад Оля не имела никаких навыков самообслуживания,.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. (долад из опыта работы) Л. Н. Руденко Уровень состояния здоровья детей дошкольного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной.

Сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста». Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного.

Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию у детей хозяйственно-бытового труда» Сообщение из опыта работы тема: «Организация работы по формированию у детей хозяйственно - бытового труда» Воспитатель МБДОУ детский сад.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 10:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...