Ирина Сапраненко
Организация методической работы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО
Цели и задачи методической работы
Методическая работа является важным условием повышения качества педагогического процесса в ДОО. Пройдя через все формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, но и учатся делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается несколько определений понятия «методическая работа». По мнению А. И Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. К. Ю. Белая считает, что методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.
Публикация «Организация методической работы в ДОО» размещена в разделах
Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства каждого воспитателя. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Участниками образовательного процесса (Закон Об образовании РФ, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении) являются: дети, педагоги и родители.
Основные задачи методической работы в ДОО :
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
- включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить некоторые задачи:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
-Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
-Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
-Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
-Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, квалификации).
- Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы кроме уровня педагогического мастерства и активности воспитателей, являются характеристики самого методического процесса :
-системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы;
-дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
- этапность – критерий эффективности методической работы, указывающий на необходимость процессуальности и прохождения последовательно определенных этапов в методической работе.
Система методической работы в ДОУ
Методическая работа в дошкольном учреждении является целостной и основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта системой взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет необходимой связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Задача заведующей и старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства.
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса. Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ. Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии. Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако стоит отметить, что никакие формы работы сами по себе не могут гарантировать творческого подхода. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
Существуют три уровня педагогического мастерства: – низкий (интуитивный); – средний (поисковый); – высокий (мастерский). В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Целями методической работы с воспитателями среднего уровня являются: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня включает в себя стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности и создание индивидуальной методической системы. При этом упор делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.