Получи документы

Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС.

Елена Голдобина
Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, которые:

гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Публикация «Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС,» размещена в разделах

обеспечивают эмоциональное благополучие воспитанников;

способствуют профессиональному развитию педагогических работников;

создают условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

обеспечивают открытость дошкольного образования;

создают условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.

Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, так как среда должна быть :

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной,

безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает : наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Для того, чтобы правильно построить предметно- пространственную развивающую среду в детском саду, необходимо создать модель этой среды с учетом всего вышеизложенного. Затем, шаг за шагом, эту среду выстраивать.

Цель данной модели : помочь педагогу правильно организовать пространство групповых помещений для эффективного их использования.

Выстроенная с помощью данной модели предметно- пространственная развивающая среда будет способствовать развитию ребенка-дошкольника, обеспечит возможность совместной деятельности детей разного возраста и взрослого, позволит ребенку активно двигаться, предоставит ему место для уединения. Каждый дошкольник сможет свободно заняться любимым делом, что позволит ему наиболее эффективно развивать свою индивидуальность.

Так как представленная модель предметно- пространственной развивающей среды отвечает принципу трансформируемости, ее можно адаптировать в любом организационном контексте.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ :

Модель представляет собой расшифровку принципов построения предметно- пространственной развивающей среды (ППРС) и показывает содержание различных центров, присутствующих в группе и необходимых для полноценного развития ребенка дошкольника.

Рассмотрим на примере:

Центр познания (познавательно- исследовательской деятельности).

Содержание ППРС:

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии и т. д.).

Макеты природных зон.

Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленных из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести.

Мелкая и крупная геометрическая мозаика.

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Игры для интеллектуального развития.

Наглядно- дидактические пособия.

Инструменты домашнего мастера (пластмассовые).

Посуда.

Фланелеграф.

Напольное полотно для шнуровки.

Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок.

Доска, мел, указка.

Магнитные: доска, цифры, буквы, счётный материал.

Макет комнаты с объёмным изображением предметов мебели.

Картинка с изображением космического пространства, планет, звёзд.

Настольно- печатные игры.

Календарь недели, месяцев года.

Условия :

Максимальный уровень размещения оборудования.

Свободный доступ.

Располагается вблизи света (окна).

Центр познания требует частичной изоляции.

Наличие задании различной степени сложности.

Сменяемость и наполняемость материала- по мере изучения. Располагают материал, предназначенный для закрепления.

Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.

Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.

Игровой материал сосредотачивается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах.

Организуется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Виды и содержание деятельности ребят:

Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов.

Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире.

Проектная деятельность.

Различные развивающие, речевые, интеллектуальные игры.

Освоение звукового анализа слов.

Проблемно- игровые ситуации.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в нашей группеПредметно-развивающая среда в нашей группе Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Развивающая среда в ДОУ по ФГОСРазвивающая среда в ДОУ по ФГОС Уважаемые коллеги! Как и обещала, выкладываю фото развивающей, и не только, среды нашего любимого детского сада. Всем нам известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС.
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 16:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД