Приложение МААМ

Организация музыкально-театральной деятельности в условиях предшкольного образования

Морозова Ольга
Организация музыкально-театральной деятельности в условиях предшкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Предшкольное образование призвано решать задачи обеспечения единых стартовых возможностей детям из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья, развитие качеств, которые послужат в дальнейшем успешной учебе в школе, а также преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования.

Публикация «Организация музыкально-театральной деятельности в условиях предшкольного образования» размещена в разделах

Музыкально-театральная деятельность является одной из организационных форм подготовки детей к школе, а также средством педагогического воздействия, вплетенного в канву целостного образовательного процесса. Музыкально-театральная деятельность помогает решать различные проблемы, связанные с переходом ребенка в школу. Её цели и задачи во многом созвучны с основными задачами предшкольного образования, что можно увидеть в приведенной ниже таблице.

(Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997г. № 1204 с изменениями от 23 декабря 2002г.) (Программа Н. Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети»; программа О. П. Радыновой «Слушаем классическую музыку»)

Содержание предшкольного образования ориентировано на : Содержание музыкально-театральной деятельности ориентировано на :

- формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

- формирование стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;

- развитие мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- становление основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей;

- овладение средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения);

- формирование «детской компетентности» в различных сферах деятельности человека;

- физическое развитие ребенка, сохранение и восстановление здоровья.

-совершенствование всестороннего развития детей, развитие творческих способностей;

- развитие знаний об окружающей действительности;

- поддержание самостоятельности, активности, инициативности детей;

-развитие коммуникативных навыков и умений;

- воспитание уважения к труду, бережное отношение продуктам труда;

- воспитание гуманных чувств;

- совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия;

-активизацию и расширение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков, интонационной выразительности;

- совершенствование двигательных

способностей;

-развитие мелкой моторики;

- укрепление психического и физического здоровья.

Непосредственно в подготовительной к школе группе (дети 6-7- лет) задачами музыкально-театральной деятельности являются :

– совершенствование и всестороннее развитие творческих способностей детей;

– развитие творческой самостоятельности;

– поддержание инициативы использовать выразительные средства (интонация, эмоция, жест, мимика и т. д.);

– закрепление приобретенных знаний и умений;

– продолжение воспитания устойчивого интереса к музыкально-театральной деятельности.

Многие виды творческой деятельности, включенные в музыкально-театральную деятельность [5], помогают будущему первокласснику обрести уверенность в себе, избавиться от комплексов, проявлять инициативу, общаться и заводить друзей. Примеряя на себя проблемы персонажей театрализованных постановок, ребенок лучше понимает окружающих, познает мир вокруг себя [6]. Пение, например, гармонично выводит ребенка из возбужденного состояния, гасит реакции стресса, укрепляет дыхательные пути. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении. Заучивание ролей наизусть развивает память, расширяет словарный запас, улучшает звукопроизношения, выразительность речи детей. В музыкальных сказках исполняются танцы, песни, выразительно произносится текст, в процессе чего у детей задействованы практически все системы организма, что благотворно сказывается на развитии детей в целом. В музыкально-театральной деятельности ребенок может самовыразиться, самоутвердиться, самораскрыться [2].

При проведении занятий с детьми, необходимо придерживаться следующих принципов:

– дифференцировать детей по склонностям и способностям;

– максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность;

– позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества;

– сделать занимательность основой детского эмоционального настроя;

– развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками, в том числе с родителями, а на выступлениях – со зрителями и гостями [4].

Для реализации выше перечисленных задач и организации успешной деятельности необходимо выстроить четкий план работы.

В первую очередь, педагог должен разработать сценарий занятия, спектакля или мероприятия. Содержание сценария должно нести в себе идеалы добра, быть гуманным, жизнеутверждающим, а также быть близким и интересным для детей, соответствовать их возрастным особенностям и возможностям. Кроме того, идея сценария должна быть достаточно ясна, чтобы в конце дети смогли сделать для себя моральные выводы.

Следующий этап работы - это процесс репетиций, который заключается в распределении ролей между детьми и их разучиванием, работу над речью, движениями, мимикой и жестами, над развитием воображения и памяти, над снятием зажимов, сценическим волнением и пр.

Хотелось бы отметить, что именно процесс репетиций имеет наиболее важное значение для развития ребенка, а не конечный результат работы, связанный с публичным выступлением.

В ходе репетиционной работы с детьми проводятся беседы о содержании художественного произведения, о чем оно, какие события в нем главные.

Далее происходит знакомство с героями инсценировки. Дети совместно с педагогом составляют их словесный портрет, фантазируют по поводу жилища персонажей сценария, их взаимоотношений с родителями и друзьями, анализируют слова и поступки героев, сочиняют различные случаи из их жизни, не предусмотренные инсценировкой.

Много времени и внимания в репетиционный период педагог посвящает работе над сценической выразительностью речи детей. Эта работа связана с развитием интонационной выразительности и эмоциональной окрашенности речи, чистотой произношения слов, активностью дикции и артикуляции, с развитием чувства темпа речи и ее динамических нюансов и т. д. Очевидно, что при этом самым непосредственным образом, без нажима и принуждения, в игровой форме развивается в целом речь ребенка.

Дети, играя в театре, обучаются и приобретают необходимые навыки и умения. Именно в такой игре развиваются творческие способности личности. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», говорил В. А. Сухомлинский. На музыкально-театральных занятиях тренируется память ребенка, пополняется словарный запас, формируются умения строить высказывания, умения слушать и понимать собеседника.

Как известно, музыка, как никакое другое искусство, влияет на эмоциональное состояние человека. Веселая, жизнеутверждающая музыка может развеселить не только зрителей, но и самим исполнителям придать живость и хорошее настроение. В связи с чем, использование музыки в театральной деятельности приобретает очень важное значение. Правильно подобранный репертуар, его уместное применение станут настоящими помощниками в создании и проведении любого представления. Здесь открываются безграничные возможности для реализации творческих замыслов, для придания действию непосредственности и неповторимости. Музыка может отразить любое нужное настроение: звучать во вступлении и на заключительном этапе, выделять атмосферу ситуации, быть фоном, подчеркивать характер героев [3]. Кроме того, в музыкально-театральной деятельности используются песни, танцы, игры, которые с удовольствием исполняют дети. Природные явления, различные шумы и звуки они могут озвучивать на детских музыкальных инструментах. Музыка помогает детям действовать в едином темпе и ритме, что тоже не маловажно для театрализованного представления.

Музыкальный репертуар для театрализованных представлений по истине безграничен [1].

В настоящее время в детские дошкольные учреждения внедрен образовательный проект, разработанный Департаментом Образования г. Москвы «Классическая музыка в детском саду». Его цель:

- формирование начал музыкально-художественной культуры;

- формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки;

- развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла.

М узыкально-театральная деятельность предоставляет прекрасные возможности для реализации данного проекта. При условии педагогически и методически грамотно организованной работы на занятиях, дети вовлекаются в общение с классикой музыкой без принуждения. Возникают естественные условия и возможности к побуждению детей слушать и воспринимать классическую музыку, как бы «пропуская» через себя, через свою роль, состояние.

Таким образом, опираясь на теоретические исследования, а также длительный личный практический опыт работы по организации музыкально-театральной деятельности с детьми дошкольного возраста, следует отметить, что занятия музыкально-театральной деятельностью, включающей все виды творчества, безусловно, оказывают положительное влияние как на развитие музыкально-творческих способностей детей, так и на их общее развитие.

Литература:

1. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И. В. Бодраченко. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144с. : ил.

2. Ветлугина Н. А. и др. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы: Пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с., ил.

3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, 1985. – 176с., ил.

4. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2002. – 208 с. : ил.

6. Журнал «Справочник старшего воспитателя». №5/ 2008 г. Текст Л. М. Денякиной, Н. А. Песняевой «Проблемы предшкольного образования» С. 30-31.

Публикации по теме:

Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы,.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация музыкально-театральной деятельности в условиях предшкольного образования
Опубликовано: 31 января 2015 в 23:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация музыкально-театральной деятельности в условиях предшкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Ольга (УИ 60243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД