Тагира Лачинова
Организация наблюдений с детьми I младшей группы (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит народу самых актуальных проблем современности. Одной из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста.
Публикация «Организация наблюдений с детьми I младшей группы (из опыта работы),» размещена в разделах
В своей работе по экологическому воспитанию я ориентировалась на воспитание у детей эмоционально психологического отношения к природе, формировании конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Учитывая наглядно-действенное мышление детей раннего возраста, знакомство с окружающей средой я организовала через наблюдения.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, надо постараться дать детям полные, верные знания о природе.
Малыши очень любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Их привлекают яркие образы и смена событий. Именно эти особенности я учитывала в организации наблюдений за комнатными растениями. Знакомство с объектами природного уголка происходило во время наблюдений и ухода за ними. Детей учила находить в групповой комнате уголок природы, рассматривать его объекты, заботиться о них, любоваться результатами своего труда, выражать свои чувства.
Обращала внимание малышей на соблюдение правил обращения с растениями и рыбками: нельзя трогать растения руками, вынимать рыбок из воды, шуметь возле аквариума.
Ребята теперь хорошо знают, что место, где много растений, стоит аквариум с рыбками, называется уголком природы. Понимают, что за ними нужно ухаживать (поливать, протирать листья, кормить).
Ежедневно, ухаживая за комнатными растениями, учу детей чувствовать и переживать красоту растений, видеть в растениях особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной.
Если дети выражают желание участвовать в поливке растений, предлагаю им набрать воду комнатной температуры, поясняю при этом: «Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле, воды налить столько, чтобы она смочила всю землю. Если вода появилась на поддоне – значит ее уже достаточно».
Объясняю что растения живые, они пьют воду и растут, становятся все красивее. Ребята познакомились с фикусом, узнали, что у него плотный ствол, как у небольшого дерева, крупные, зеленые, гладкие листья. Научились находить среди других растений герань, отмечать, что у герани зеленые, круглые, пушистые и душистые листья, красные и белые цветы.
В групповой комнате созданы условия для знакомства с некоторыми объектами неживой природы – имеется центр «песок-вода». В этом центре малыши, играя, узнают, что вода может быть прозрачной, мутной, холодной, теплой или горячей. Опуская в тазик с водой игрушки из разных материалов, убеждаются, что резиновые плавают – они легкие, а железная ложечка, камешек тонут – они тяжелые.
Во время умывания фиксирую внимание детей на то, что кран нельзя открывать полностью, так как надо экономно расходовать воду. Подвожу малышей к выводу: вода нужна всем и ее надо беречь.
Ребята очень любят играть с песком, в процессе игры они знакомятся со свойствами песка: сырой песок хорошо лепится, из него можно строить. С удовольствием лепят из песка пирожки и пирожные, делают норку для мышки, берлогу для медведя. Таким образом, через элементарную поисковую деятельность дети убеждаются в том, что из сухого песка нельзя лепит пирожки, а из сырого можно.
«Природа более всего чудесна в малом» - так говорил 250 лет назад великий шведский натуралист Карл Линней.
Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка, радуешься таким, казалось бы, будничным явлениям, как восход солнца, полет птицы, журчание ручья. И для меня важно научит детей видеть и ценить уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, понимать о необходимости ее сохранять, уважительно и бережно к ней относиться. Ведь в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных условиях. Это та сфера, где пробуждаются эстетические чувства, эстетическое восприятие.
Я считаю, что прогулки – это замечательное время, когда педагог может постепенно приобщать малышей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. С этой целью я разработала систему наблюдений на экологической тропе на участке нашего детского сада.
В качестве объектов наблюдения были выбраны следующие экологические маршруты: «Цветник», «Елки», «Рябина», «Калина», «Березки».
Старалась показать детям различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем и зимнем уборе и т. д.
В теплые сентябрьские дни неоднократно подводила детей к цветнику. В первый раз я говорила: «Пойдемте, поищем, где у нас растут цветы». Предлагала полюбоваться разнообразием цветов на цветнике. В следующий раз, любуясь цветником, уже называла цветы по «именам», выделяя цвет как главный признак. «У нас здесь растут ноготки, красивые оранжевые цветы» - отмечала я. А уже в третий раз показывала детям, где у цветка стебли, листья, цветок.
При рассматривании деревьев и кустарников обращала внимание детей на красивые разноцветные листья, на яркий ковер на земле, на листопад во время ветра. Ребята получали массу положительных эмоций от ходьбы по опавшим листьям, слушая их шуршание.
А как было интересно собирать и рассматривать листья: багряные – у клена, калины и рябины, ярко-желтые у тополя и березы. Березы растут совсем рядом с нашей группой, и невозможно пройти, не заметив их. Малыши имели возможность ежедневно наблюдать за ними, замечать происходящие с ними изменения: в начале осени еще зеленые, потом «золотистые». А поздней осенью я обращала внимание детей на то, как сиротливо раскачиваются уже голые ветки.
На прогулках зимой я старалась помочь детям увидеть красоту зимнего пейзажа, опущенных снегом или инеем деревьев и кустарников.
Первая встреча, первое знакомство с объектом всегда вызывает у малышей массу эмоций. Поэтому я стараюсь в этот момент не нарушать это общение ребенка с природой своей пространной речью: не спешу с пояснениями, а включаю разные сенсорные каналы ребенка – предлагая не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить. Если наблюдаемый объект не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активную деятельность: в стремлении сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим.
Природа эмоционально очень сильно воздействует на человека. Трудно себе представить, что кто-либо будет ее уничтожать то, что приносит радость, покой. Но дети «к сожалению, не рождаются с чувством природы». И поэтому для меня важнейшей задачей является формирование и укрепление этого чувства. Например: дети наблюдают на участке за действиями насекомых, шумят, пытаются потрогать их. Разъясняю: насекомые заняты серьезным делом, мешать им не следует. Подчеркиваю: все на белом свете могут и должны жить в мире друг с другом. Спешу помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, увидеть красивое и неповторимое в различных явлениях природы. В утренние часы наблюдаем за восходом солнца. Малыши радуются его ярким лучам, пытаются выразить свои ощущения. В пасмурные дни от детей можно услышать: «сегодня солнышко не смотрит в нашу комнату. Его закрыли тучки».
Общение с живыми существами – важная деятельность в процессе экологического воспитания. Она пробуждает в детях душевность, бескорыстие, доброту и гуманность, то есть духовность нравственного порядка. Общение с животными помогает снять у детей стресс, восстановить эмоциональный комфорт.
Особый интерес для детей представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, кролик) довольно легко идут на общение, разрешают себя гладить, берут из рук пищу, тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Например: появление в группе кошки будет воспринято детьми массой эмоций. Я подносила животное к каждому ребенку, предлагала погладить, рассмотреть поближе. У детей возникла эмоционально-положительная реакция, желание общаться с кошкой. В ходе наблюдения предлагала детям проблемные ситуации – не рассказывала о том, что есть и пьет кошка, а ставила перед кошкой миску с молоком, водой, мясом и рыбой. Наблюдая, дети сами «добывали» знания. Незабываемые впечатления вызывают у детей наблюдения за птицами у кормушки: за стайкой воробьев и синичек, которые то подлетают к кормушке, торопливо клюют корм, то внезапно взлетают и усаживаются на нижние ветки елок. А сколько радости в детских глазах, когда они наблюдают за тем, как птички клюют корм, принесенный малышами.
Таким образом, у детей растет познавательный интерес к природе, расширяется их кругозор. Эти наблюдения способствуют развитию доброты, сопереживания всему животному, стремление оберегать природу.
Малыши очень наблюдательны и чутки к словам взрослых, они видят положительное и подражают воспитателю. Поэтому воспитатель сам должен искренне любить природу и бережно относиться к ней. Ведь только любя природу, общаясь с ней, ребенок обогащается духовно, чувственно, заряжается энергией добра!