Организация наблюдений за неживой природой

Елена Кузнецова
Организация наблюдений за неживой природой

Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством наглядно-игровых средств

Многие педагоги дошкольного образования подчёркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Ведь правильная организация чувственного восприятия объектов природы формирует у детей не только отчётливые представления о животных, растениях и сезонных природных явлениях, но и развивает речь.

Учёные считают необходимым знакомить детей не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но со скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений. В связи с этим в экспериментальной деятельности своих воспитанников акцент делаю именно на познании явлений неживой природы.

В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников при организации наблюдений, расскажу о некоторых формах и методах организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством наглядно-игровых средств.

«Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, дети вспоминают известную им сказку, отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды, пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей.

В лаборатории находится природный и бросовый материал, необходимый для проведения опытно - экспериментальной деятельности. В нашей лаборатории мы проводим различные опыты с водой, воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователями. Простые опыты с песком, водой, воздухом вызывают огромный восторг и желание понять почему так происходит.

Дети каждый раз с удовольствием отправляются в лабораторию за новыми знаниями. Здесь они расширяют кругозор, развивают познавательную активность и самостоятельность. Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.

Способствует развитию эрудиции и логического мышления представления о температуре воздуха, направления ветра и способах их изучения.

В работе со старшими дошкольниками, способствующей расширению представлений детей об окружающем мире, использую флюгер и термометр.

При знакомстве с термометром обсуждаем с детьми погодные явления, выясняем что они знают о погоде, какие погодные явления им знакомы. Рассматриваем карточки погоды: какая погода за окном в этот день, какие погодные явления наблюдаем на улице.

Проводим с дошкольниками эксперимент «Измерение t0 на открытом воздухе» в холодное время года. Сначала размещаем термометр в тени, через 5 - 10 минут смотрим на показания прибора. Сравниваем показания внутри помещения. Обсуждаем изменение t0 и одежды в помещении и на улице. Делаем выводы.

При знакомстве с флюгером обращаю внимание детей на то, что флажок флюгера разворачивается по направлению ветра. При этом название ветра связано с тем откуда он дует. Приходим к выводу, что северный ветер дует с севера на юг, приносит холод. Флажок разворачивается в южном направлении. А южный ветер дует с юга на север, приносит тепло.

В свободное от занятий время дети вместе с педагогом ведут календарь погоды. Возможно создание карточек таблиц – опор.

Результатами совместной деятельности детей и педагога могут стать:

«Портрет месяца» - подборка рисунков детей с изображением сезонных явлений; «Книга природы», состоящая из рисунков, примет, загадок.

Метод «Моделирование маленькими человечками» позволяет объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов. Метод основан на том, что дошкольники представляют себе все предметы и явления в виде множества маленьких человечков. Эти человечки могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляют возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Для успешного ознакомления детей с явлениями неживой природы педагогу необходимо помнить:

• стремиться, как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;

• учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребёнка;

• придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием;

• важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы;

• сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова;

• стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов;

• следовать за ребёнком, а не «вести» его за собой.

Работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе. Было бы ошибкой предполагать, что всё приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша и развитию его познавательной активности.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце Сентябрь. Карточка №1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять.

Наблюдения за явлениями неживой природы Сегодня я хочу поделиться опытом наблюдения за неживой природой с ребятами средней группы. Летом вся жизнь малышей протекает на свежем.

Опыты с неживой природой Опыты с неживой природой. ОПЫТЫ. Тема:Какой бывает вода? Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды,обратить внимания детей на.

Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой-огонь «Спасаем кошкин дом» «СПАСАЕМ КОШКИН ДОМ» СЛАЙД 1 – ДОМ 2. Вед. А сейчас про кошкин дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила Но беда пришла.

Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Программное содержание: Познакомить детей.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект Лаборатория неживой природы. Проект Лаборатория неживой природы. Воспитатель Проняева Н. К. Г. 2014. Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель,.

Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Организация наблюдений за неживой природой
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 00:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилинография «Ёлочка зимой» для детей 4–5 лет
Цель 1) Развивать у детей мелкую моторику. 2) Развивать творческие способности с помощью нетрадиционной технике работы с пластилином. 3) Воспитывать...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время» Цель праздника: - формировать всесторонне развитую, целостную личность; - развивать...
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...