МААМ-картинки

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»

Екатерина Гончарова
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет

Тема : «Свойства воды»

Цель деятельности : дать представление о воде; познакомить со значением воды в жизни человека, учить детей проводить несложные опыты с водой; воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: „Свойства воды“» размещена в разделах

Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей понятия : жидкость, бесформенная, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде.

Методы:

Словесный (беседы, рассказ, вопросы поискового характера).

Наглядный (панно «Кому нужна вода»).

Практический (опыты).

Оборудование:

Ход опытно-экспериментальной деятельности

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(Дети входят в группу.)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. А сейчас встанем в круг и возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.

Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

(Дети подходят к фонтану и рассматривают его.)

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Что бы любоваться. Фонтан это красиво, человек может очень долго наблюдать за движением воды). А что льется в фонтане (вода).

Воспитатель: Да, свойств у воды много, и чтобы в этом убедиться, мы с вами отправимся

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Да, свойств у воды много, и чтобы в этом убедиться, я приглашаю вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды в блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдце.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из стакана на блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, на ладонь, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт : Будем наливать воду в чашку, блюдце, банку, бутылку.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в банку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму банки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают - чашки, блюдца, банки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».

Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

2. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ВКУСА ЗАПАХА»

(Воспитатель ставит на стол стакан с водой и стакан с молоком.)

Воспитатель: Ребята, что находится в этих стаканах?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Но как вы догадались? Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?

Дети: Нет, вода бесцветная.

(Воспитатель завязывает глаза одному ребенку и предлагает понюхать воду и духи.)

Воспитатель: В каком сосуде вода? Как ты догадался? Пахнет ли вода?

Дети: Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

(Воспитатель завязывает глаза следующему ребенку и предлагает определить на вкус, в каком стакане вода, а в каком – молоко.)

Воспитатель: В каком стакане вода? А какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?

Дети: Вода без вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: Что нам показали опыты? Есть ли у воды цвет, запах и вкус?

Дети: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

3. «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к столу. У меня на столе стоит блюдце, накрытое салфеткой. Дотроньтесь до салфетки и попробуйте угадать, что находится на блюдце.

Дети: Лед.

Воспитатель: А как вы догадались? Лед какой – теплый или холодный?

Дети: Холодный.

Воспитатель: (Убирает салфетку). Молодцы, угадали, на блюдце лед. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет? Во что он превращается?

Дети: Лед тает и превращается в воду.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что рука теплая, а лед холодный.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что такое лед?

Дети: Лед – тоже вода, только твердая.

4. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что нагревает воду?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: Обратите внимание, в банке горячая вода. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над банкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале?

Дети: Оно запотело, и появились капельки воды.

Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пар - это тоже вода, очень сильно нагрета.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь можно и немного отдохнуть. Давайте встанем в круг.

Физкультминутка

(Под музыку – журчание воды.)

Дождик капнул на лошадку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте).

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам удобно расположиться на коврике и послушать стихотворение.

Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!

Вы меня в реке найдете и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда ваша спутница – вода!

Воспитатель: Где еще в природе встречается вода?

Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.

Воспитатель: А какой может быть вода в этих водоемах?

Дети: Грязной, чистой, пресной, соленой.

Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Какая вода нужна человеку?

Дети: Пресная, чистая.

Воспитатель: Правильно. А в морях и океанах вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, родников – это в поселках и деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

А кому еще нужна чистая, пресная вода?

Дети: Растениям, птицам, рыбам, зверям, домашним животным, насекомым.

(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)

Воспитатель: А теперь по картинкам расскажите, как человек использует воду?

(Дети показывают картинку и рассказывают)

Дети: Умывается, стирает, готовит есть, убирает дома, поливает огород, пьет, поит животных.

Воспитатель: Да, очень много пресной воды люди тратят, а много ли ее в природе?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Очень, очень мало пресной воды на земле и ее надо беречь и экономить. Не загрязнять реки, не мыть машины на берегу, на заводах и фабриках строить очистные сооружения.

А как воду можно экономить?

Дети: При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло. Закрывать хорошо кран после потребления. Своевременно ремонтировать краны.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(Воспитатель приглашает детей подойти к фонтану)

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. С какими новыми свойствами воды вы сегодня познакомились?

Дети: Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

Вода не имеет цвета, запаха и вкуса;

Лед и пар - тоже вода.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А сейчас давайте поблагодарим гостей и подарим им памятки о том, как нужно беречь воду.

Памятка

Берегите воду!

Закрывайте водопроводные краны.

Своевременно ремонтируйте краны.

Не засоряйте водоёмы.

Не оставляйте мусор на берегу.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Живая вода» Тема проекта: «Живая вода» Вид проекта: информационно-исследовательский Сроки реализации: 07.10.13 – 22.11.13 Руководитель: Пронина Е. А. ,.

Проект «Вечная слава воде» Проект "Вечная слава воде". Тип проекта: информационно-исследовательский, средней продолжительности. Цели: расширять знания воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 22:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гончарова (УИ 194539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД