Татьяна Бичикова
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем; превращение образования в действенную силу развития общества; создание условий для формирования гибкой, адаптивной, активной личности. Успешность функционирования общества, как считают многие ученые, напрямую связана с активностью каждого индивида. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития познавательно - исследовательских способностей ребенка через деятельность.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, развитие у них познавательного интереса. Одним из эффективных методов развития Познавательно исследовательской деятельности является экспериментирование.
Это и определило цели нашего исследования
Слайд
Цель исследования - теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия организации экспериментирования как средства развития познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
разрешите методологический аппарат не проговаривать, а перейти к изложению основного содержания работы.
Слайд
В ходе экспериментального исследования решались задачи которые находятся на слайде.
Экспериментальное исследование проходило поэтапно:
-констатирующий, формирующий, контрольный этап Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня развития познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
(слайд) Были использованы следующие методы исследования:
Методика «Маленький исследователь"; (С. В. Коноваленко)
Цель: определение отношения к экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методика «Уровни сформированности экспериментальной деятельности»(Иванова А. И.).
Цель: выявить уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью
Методика «Изучение познавательного интереса" (В. С. Юркевич)
Цель: выявить уровень развития любознательности, познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики по по всем методикам показал, что у детей преобладает низкий и средний уровень развития познавательного интереса
Уважаемые коллеги, обратите внимание на представленные показатели в таблицах 1,2,3
СЛАЙДЫ
1. Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно заключить, что дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд необходимых компонентов и навыков для экспериментирования
2. дети не проявляют особого интереса к экспериментированию, предпочитают другие виды деятельности;
они мало знают о качествах и свойствах материалов, явлений живой и неживой природы; познавательный интерес у детей выражен недостаточно.
Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Мы разработали систему наблюдения с включением элементов экспериментирования в трудовую и познавательную деятельность. Включили проблемные ситуации с использованием элементарных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
В календарный план работы с детьми, один раз в неделю включалась кружковая работа «Маленькие экспериментаторы» предполагающая решение следующих задач.
а) обогащение опыта детей, через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, участие детей в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов;
б) обучение детей соблюдению правил техники безопасности в лаборатории, в процессе обучения осуществляли систематический контроль за самостоятельной деятельностью детей, поощряли за правильно выполненные действия;
г) создание общей радостной, доброжелательной атмосферы с вхождением в процесс игры сказочных героев.
слайд
Для начала Мы пополнили уголок экспериментирования. Экспериментирование было разбито на тематические разделы- это вода, воздух, песок, магнит и др.
Слайд
составили правила от имени сказочных героев, которые помогали в процессе всей работы.
Слайд :
Создали картотеку алгоритма экспериментирования.
слайд
Работая по теме «Вода», которая включена в разные виды деятельности : трудовую, самостоятельную, совместную. Проводили опыт «Почему вода волшебница?»Так же с помощью воды мы узнаем о свойствах предметов.
Обязательно включали в работу проблемные ситуации.
Например у Буратино упал ключ в пруд. Выдвигались разные предположения, как достать. Нырнуть не может, не тонет - деревянный, позвать друзей - рядом нет никого, пытались захватить крючком - не получается. Догадались вытащить при помощи магнита.
слайд.
Очень много узнали о свойствах воды: что она может приобретать цвет, форму. Через нее мы можем смотреть на предметы, может принимать запах, превращаться в лед и научились делать красивые ледяные игрушки, которыми украсили участок группы.
слайд
Искали пути решения вместе с детьми Например: Утенку в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое?
слайд
Узнали о плотности воды в опытах с яйцом, узнали об озере, об озере Туз, которое может держать даже человека.)
слайд
Далее узнали о свойствах соли, выращивали кристалл, красили соль и делали удивительные картины из соли.
слайд. В экспериментах с растениями ребята узнали, что нужно для роста. Так мы наглядно увидели на двух луковицах.
Ну и конечно узнали о семенах, растениях, научились сеять и получать всходы.
Слайд
Был разработан и реализован проэкт «Вкусное, полезное молоко» - где ребята узнали все о молоке. Даше выступали на научно-практической конференции для дошкольников по этой теме и заняли призовой место.
После проведения формирующего эксперимента провели контрольный этап эксперимента, для того, чтобы проследить результативность всей работы. Использовали те же методики. Результаты экспериментальной работы мы отразили в таблицах.
Слайд –таблица4, по первой методике (таблица 4) мы видим,что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования, он увеличился в 3 раза в экспериментальной группе. Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых занятий. В контрольной группе увеличение в сторону экспериментирования было незначительным.
(слайд –таблиц5)
По второй методике результаты исследования показали, что : 60% детей имеют высокий уровень в экспериментальной группе и 15% в контрольной, 25% детей в экспериментальной группе и 50% в контрольной имеют средний уровень, 15% детей имеют низкий уровень в экспериментальной группе и 25% детей в контрольной группе. У детей в экспериментальной группе на 35% повысился высокий уровень овладения экспериментальной деятельностью.
(Слайд –таблица 6)
Для выявления уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, по окончании формирующего эксперимента, нами была проведена диагностика детей по методике (В. С. Юркевич)
Сравнивая представленные в таблице результаты, можно сказать, что если на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе наблюдался преобладающий низкий уровень 45 %, средний уровень был 30 %, высокий уровень 25%, то на контрольном этапе эксперимента преобладающим стал высокий уровень 50%, он повысился на 25%, низкий понизился на 30%. Средний уровень повысился на 5%.
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, можно заключить, что наблюдалась стабильная динамика в уровнях сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста, а это значит, что экспериментирование при организации познавательно- исследовательской деятельности является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цели и задачи исследования решены в полном объеме, а выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
.
Спасибо за внимание!