МААМ-картинки

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Татьяна Бичикова
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем; превращение образования в действенную силу развития общества; создание условий для формирования гибкой, адаптивной, активной личности. Успешность функционирования общества, как считают многие ученые, напрямую связана с активностью каждого индивида. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития познавательно - исследовательских способностей ребенка через деятельность.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, развитие у них познавательного интереса. Одним из эффективных методов развития Познавательно исследовательской деятельности является экспериментирование.

Это и определило цели нашего исследования

Слайд

Цель исследования - теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия организации экспериментирования как средства развития познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

разрешите методологический аппарат не проговаривать, а перейти к изложению основного содержания работы.

Слайд

В ходе экспериментального исследования решались задачи которые находятся на слайде.

Экспериментальное исследование проходило поэтапно:

-констатирующий, формирующий, контрольный этап Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня развития познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

(слайд) Были использованы следующие методы исследования:

Методика «Маленький исследователь"; (С. В. Коноваленко)

Цель: определение отношения к экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Уровни сформированности экспериментальной деятельности»(Иванова А. И.).

Цель: выявить уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью

Методика «Изучение познавательного интереса" (В. С. Юркевич)

Цель: выявить уровень развития любознательности, познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов диагностики по по всем методикам показал, что у детей преобладает низкий и средний уровень развития познавательного интереса

Уважаемые коллеги, обратите внимание на представленные показатели в таблицах 1,2,3

СЛАЙДЫ

1. Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно заключить, что дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд необходимых компонентов и навыков для экспериментирования

2. дети не проявляют особого интереса к экспериментированию, предпочитают другие виды деятельности;

они мало знают о качествах и свойствах материалов, явлений живой и неживой природы; познавательный интерес у детей выражен недостаточно.

Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Мы разработали систему наблюдения с включением элементов экспериментирования в трудовую и познавательную деятельность. Включили проблемные ситуации с использованием элементарных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

В календарный план работы с детьми, один раз в неделю включалась кружковая работа «Маленькие экспериментаторы» предполагающая решение следующих задач.

а) обогащение опыта детей, через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, участие детей в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов;

б) обучение детей соблюдению правил техники безопасности в лаборатории, в процессе обучения осуществляли систематический контроль за самостоятельной деятельностью детей, поощряли за правильно выполненные действия;

г) создание общей радостной, доброжелательной атмосферы с вхождением в процесс игры сказочных героев.

слайд

Для начала Мы пополнили уголок экспериментирования. Экспериментирование было разбито на тематические разделы- это вода, воздух, песок, магнит и др.

Слайд

составили правила от имени сказочных героев, которые помогали в процессе всей работы.

Слайд :

Создали картотеку алгоритма экспериментирования.

слайд

Работая по теме «Вода», которая включена в разные виды деятельности : трудовую, самостоятельную, совместную. Проводили опыт «Почему вода волшебница?»Так же с помощью воды мы узнаем о свойствах предметов.

Обязательно включали в работу проблемные ситуации.

Например у Буратино упал ключ в пруд. Выдвигались разные предположения, как достать. Нырнуть не может, не тонет - деревянный, позвать друзей - рядом нет никого, пытались захватить крючком - не получается. Догадались вытащить при помощи магнита.

слайд.

Очень много узнали о свойствах воды: что она может приобретать цвет, форму. Через нее мы можем смотреть на предметы, может принимать запах, превращаться в лед и научились делать красивые ледяные игрушки, которыми украсили участок группы.

слайд

Искали пути решения вместе с детьми Например: Утенку в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое?

слайд

Узнали о плотности воды в опытах с яйцом, узнали об озере, об озере Туз, которое может держать даже человека.)

слайд

Далее узнали о свойствах соли, выращивали кристалл, красили соль и делали удивительные картины из соли.

слайд. В экспериментах с растениями ребята узнали, что нужно для роста. Так мы наглядно увидели на двух луковицах.

Ну и конечно узнали о семенах, растениях, научились сеять и получать всходы.

Слайд

Был разработан и реализован проэкт «Вкусное, полезное молоко» - где ребята узнали все о молоке. Даше выступали на научно-практической конференции для дошкольников по этой теме и заняли призовой место.

После проведения формирующего эксперимента провели контрольный этап эксперимента, для того, чтобы проследить результативность всей работы. Использовали те же методики. Результаты экспериментальной работы мы отразили в таблицах.

Слайд –таблица4, по первой методике (таблица 4) мы видим,что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования, он увеличился в 3 раза в экспериментальной группе. Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых занятий. В контрольной группе увеличение в сторону экспериментирования было незначительным.

(слайд –таблиц5)

По второй методике результаты исследования показали, что : 60% детей имеют высокий уровень в экспериментальной группе и 15% в контрольной, 25% детей в экспериментальной группе и 50% в контрольной имеют средний уровень, 15% детей имеют низкий уровень в экспериментальной группе и 25% детей в контрольной группе. У детей в экспериментальной группе на 35% повысился высокий уровень овладения экспериментальной деятельностью.

(Слайд –таблица 6)

Для выявления уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, по окончании формирующего эксперимента, нами была проведена диагностика детей по методике (В. С. Юркевич)

Сравнивая представленные в таблице результаты, можно сказать, что если на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе наблюдался преобладающий низкий уровень 45 %, средний уровень был 30 %, высокий уровень 25%, то на контрольном этапе эксперимента преобладающим стал высокий уровень 50%, он повысился на 25%, низкий понизился на 30%. Средний уровень повысился на 5%.

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, можно заключить, что наблюдалась стабильная динамика в уровнях сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста, а это значит, что экспериментирование при организации познавательно- исследовательской деятельности является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Таким образом, цели и задачи исследования решены в полном объеме, а выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельностиФормирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС.

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно.

«Роль сенсорной культуры в формировании познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста». I.Введение. 1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия.

Доклад «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на прогулке» ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого не только в рамках непосредственной.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства морской соли» Цель: Узнать больше о свойствах соли. Задачи: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах морской соли; 2.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Превращение. Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 19:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бичикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД