МААМ-картинки

Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников

Артемьева Валентина Викторовна
Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

I. Введение.

Воспитывать человека – значит определять судьбу нации.

Святейший Патриарх

Московской и всея Руси

Алексей II

Известно, что нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое называется – наши дети. Это будущее в существенной степени зависит от нас, педагогов и специалистов ДОУ, от того, что мы сможем дать этим детям, чему их научить и какие примеры им подарить.

Публикация «Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Как показывает практика, дошкольный возраст – яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность, успех становления которой зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы духовности и нравственности.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка душеспасительную атмосферу, дать пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО предусматривает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Данная установка позволяет приобщить дошкольников к народным традициям, основанным на православной культуре, развить у ребёнка такие нравственные качества, как доброта, милосердие, человеколюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, т. е. помогает формировать общую культуру личности современного дошкольника.

II. Основная часть.

В течение многих лет в нашем детском саду ведётся целенаправленная работа по православному воспитанию детей.

Мы считаем, что важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Эти праздники обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. В основе русской культуры определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни.

При организации православных праздников ставим перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания :

• познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным;

воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному посёлку, Отечеству;

• помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками;

• познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями.

Введение государственных образовательных стандартов дошкольного образования предъявляет высокие требования к современному педагогу ДОУ, поэтому при подготовке к православным праздникам руководствуемся следующими педагогическими принципами:

• высокие требования к профессионализму педагога;

• искреннее, чуткое отношение к детям;

• наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в частности, праздников;

формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;

• закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;

взаимодействие с социальными партнерами: семьей, Казанским Храмом, КСОШ №1, редакцией газеты «Светлый Путь»;

• непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;

• положительная окраска любой деятельности, которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.

Успех каждого мероприятия зависит от плодотворной предварительной работы, поэтому в нашем детском саду выработана технология подготовки православных праздников :

• подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария;

• подготовка наглядных материалов и атрибутов православного праздника; оформление зала;

оформление творческих выставок и конкурсов рисунков, поделок, рассказов;

• обогащение знаний и представлений детей в разных видах детской деятельности, обозначенных во ФГОС ДО в ходе совместной и индивидуальной образовательной деятельности, при посещении Храма;

• использование инновационных технологий, методов и приё мов: чтение произведений, рассказов, заучивание стихотворений, общение на православные темы, образовательные ситуации на нравственные темы;

• работа с педагогическим коллективом, родителями.

Хочется отметить, что активными участниками православных праздников становятся все участники образовательного процесса детского сада : педагоги, специалисты, наши воспитанники и их родители. Для проведения праздников подбираем материал так, чтобы наполнить деятельность ребёнка радостью и смехом, дать в доступной, соответствующей возрасту ребёнка необходимый запас православных знаний.

В сценарии праздников мы включаем песни о добре, о дружбе, о Родине, о маме, русские народные игры, фольклорные танцы, православные сценки с участием детей и взрослых. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания. При этом радостно видеть, как православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Сценарии православных праздников составляем на основе хорошо знакомых дошкольникам сказочных сюжетов, которые позволяют донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия. Стараемся, чтобы все дети могли проявить свои способности, участвовали в общем веселье. Хочется отметить, что театральная деятельность, организованная педагогом совместно с детьми, позволяет детям через сказочные сюжеты и образы выразить знания и представления о духовности и нравственности.

Как показывает практика, особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Помогают нам в этом родители: изготавливают костюмы и атрибуты, декорацию.

Мы убедились в том, что православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в школе при изучении курса Основ православной культуры.

Сказочный сюжет, стихи, песни, хороводы, репродукции картин известных художников – все это служит решению основных задач: помочь ощутить радость православных праздников, привить любовь к Родине и родной культуре, напомнить об общечеловеческих ценностях: любви, уважении, искренности, доверии.

Остановимся на проведении православных праздников в нашем детском саду. Начинается учебный год праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем.

Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова, радостью светятся глаза детей, когда они поют рождественские песни, читают стихи о празднике, инсценируют отрывки из сказок. К празднику изготавливаем вертеп с рождественской звёздочкой, а мерцающая ёлка и костюмы придают празднику волшебство. В гости к детям приходит священнослужитель, из уст которого они слышат рассказ о празднике.

Праздник всех праздников - Святая Пасха. При подготовке к этому празднику проводим беседы о том, как православные люди готовятся к нему, рассказываем о великой радости людей в День Воскресения. Праздник производит яркое впечатление как на детей, так и на взрослых, так как он полон общей радости и ощущения Чуда. Благодатно воздействует на души детей участие в общем празднике настоятеля Казанского Храма. Дети поют песни, читают стихи, играют в игры, дарят друг другу писанки, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. В группах оформляются пасхальные выставки из работ, сделанных детьми и их родителями.

К. Д. Ушинский писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».

В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Этот праздник проходит 8 июля, он имеет прекрасный нежный символ – ромашку. В Концепции празднования Дня семьи, любви и верности, предложенной на государственном уровне в Год семьи (2008, обозначена главная задача праздника. Она состоит в том, чтобы со временем он занял своё, уникальное место в сознании российского народа, особенно молодежи, потеснив чуждые, прозападные аналоги. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них – добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.

Радует то, что в светском празднике «День народного единства», который мы отмечаем 4 ноября, отражаются христианские понятия о долге защиты Родины, о дружбе. На этом празднике мы знакомим детей с историческими событиями, рассказываем о вере людей в Бога, о почитании Богородицы, о её помощи защитникам России, о подвиге патриарха Русской земли Ермогене, о Дмитрии Пожарском и Кузьме Минине, о святом угоднике Сергии Радонежском. Дети искренне исполняют песни, стихи о нашей заступнице.

В день 14 марта Православная Церковь празднует День Православной книги. Это новый праздник, но, без сомнения, у него большое будущее. Этот праздник празднуется и у нас в детском саду, и каждая группа имеет свой православный книжный уголок. С интересом рассматривают дети православные книги, принесённые отцом Сергием, настоятелем Казанского Храма, слушают его рассказы, смотрят представленные воспитателями презентации о возникновении книг.

III. Заключение

Календарные православные праздники несут в себе огромную воспитательную и нравственную нагрузку. Приобретенные знания детей станут фундаментом для дальнейшего изучения основ православной культуры в школе.

Таким образом, проводя работу по ознакомлению дошкольников с главными православными праздниками, мы воспитываем ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным и сострадательным, верящим в добро, готового всегда прийти на помощь нуждающимся – вот наша главная задача.

Список используемых источников:

1) Потаповская О. М. «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности». Москва: Школьная пресса, 2009;

2) Гладких Л. П. Программа «Мир - прекрасное творение», науч. -метод. пособие для педагогов детских садов; Курск. гос. ун-т. — Курск, 2008;

3) Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, разработанная в ДОУ ( составители: заведующий Дешевых Т. А., старший воспитатель Литвинова С. И., воспитатель Артемьева В. В.);

4) Авторские методические рекомендации проведения православных праздников в ДОУ;

5) Авторские конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников Основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,.

Использование территории детского сада как одна из форм экологического воспитания дошкольников в разное время года Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание благоприятных условий развития детей.

Сказка как источник развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Из личного опыта «Основы духовно-нравственного воспитания в детском саду» «Основы духовно – нравственного воспитания в детском саду «(личный опыт). Я работаю в детском саду не так давно, но я очень рада что выбрала.

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного,.

Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа как одна из форм экологического воспитания Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2019 в 15:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Валентина Викторовна (УИ 1590044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД