Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Марина Вилкова
Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

• создать в группе развивающую речевую среду;

развивать произносительную и связную сторону речи;

• активизировать словарь детей;

• формировать грамматический строй речи;

развивать мелкую моторику руки.

Работу я веду по следующим направлениям:

• диагностика речевого развития;

• создание предметно- развивающей среды в группе;

• интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

• взаимодействие с родителями.

Свою работу по развитию речи я провожу в системе охватывающей все её стороны, речевые задачи решаю в процессе интеграции с другими видами деятельности.

Интеграция помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!» Здесь даже не надо быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Педагог должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения, разговаривать с ребятами по существу их игр, влиять на обогащение языка воспитанников.

Занимательные игры я использую в совместной деятельности в группе и на прогулке, предлагаю в самостоятельной деятельности.

В своей группе я оборудовала игровые уголки, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская», и др. Для совместных игр мальчиков создала условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и др.

Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания использую различные дидактические игры. («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках).

Игры «Профессии», «Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно – ролевых играх

Для развития формы речевых высказываний использую речевые игры: «Кукла сломалась», «Что делает?», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.

Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема». Очень понравилось детям упражнение "Птенчики", которое помогло проявить и пережить чувство заботы.

В работе на сближение детей, развитию доверия использую игры «Доброе животное», «Паровозик».

Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать. Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить: игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). Мы с ребятами часто рассматриваем картины, отражающие знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. Читаем произведения о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной средыФормирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной среды Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка данного возраста определяется.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС СеменоваИ. В. Организация.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Уголок речевого развития в средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Уголок речевого развития в средней группе Уголок речевого развития организован с учетом требований ФГОСа в средней группе. Принцип насыщенности среды реализуется в том, что материал.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 мая 2018 в 15:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

Консультация «Пришла Коляда — отворяй ворота!» для родителей воспитанников старшей...
Вот пришла к вам Коляда – Отворяйте ворота. Мы несём благую весть, Что у нас Спаситель есть: Он родился под звездой, Вифлеемской, золотой. Наша миссия...
Фотоотчет «Как мы наряжали ёлку»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, который несёт некое волшебство. Особые ощущения и радостные чувства он вызывает у маленьких детей....
Мастер класс по изготовлению символа нового 2020 года «Мышка Счастье» из бросовых...
Для изготовления символа нового 2020 года из бросовых материалов нам понадобится: - большая кассета от киндер - сюрприза - джутовые нитки - медная...