Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до

Тамара Трофимук
Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Предметная среда в дошкольном учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивать открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

В нашем дошкольном учреждении 2 разновозрастные группы имеется музыкальный - спортивный зал, экологическая комната.

Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета.

В группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т. д.).

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержат:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Центр грамотности и уголки детской книги включают:

- пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями);

- уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов).

Центр озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольников (в группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений).

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты,

изделия художественных промыслов, сменные выставки детских; работ, совместных работ детей и родителей);

музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений);

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов, переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом).

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т. д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями.

Уголок безопасности включает в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Центр экспериментирования «Юные исследователи» предназначен для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами (камни, ракушки).

Уголок краеведения позволяет детям ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного края, села. В центре представлены куклы в костюмах, альбомы, костюмы.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создание условий по формированию физической активности и

здоровья детей

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования, которые необходимо учитывать при создании условий по формированию физической активности и здоровья детей.

Первое требование к предметно-пространственной среде - насыщенность.

В детском саду есть физкультурно-музыкальный зал, прогулочные участки всех групп оборудованы МАФами.

В спортивно-музыкальном зале имеется оборудование, пособия, технические средства для проведения образовательной деятельности, общих мероприятий.

В группе размещены игровые панели для развития мелкой моторики, сенсорные полочки и столики мимо которых не могут пройти наши малыши. Оборудован физкультурный центр, содержащий все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и многое другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию. Для проведения гимнастик после сна есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.

В создании многих пособий приняли активное участие родители. Так, например, дорожку здоровья родители сделали своими руками.

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной активности на прогулке.

В группе есть дидактические, игровые, наглядные материалы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (дидактические игры, иллюстративный материал и др.)

На стендах, расположенных в коридоре возле медицинского кабинета, медицинские работники размещают информацию для детей и родителей по актуальным темам.

Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

В начале учебного года составляется гибкая циклограмма образовательной деятельности по физическому и музыкальному развитию, которая проводится как в музыкально-спортивном зале, так и в группах.

Летом утренние гимнастики, образовательная деятельность по физическому развитию проводятся на спортивных площадках и прогулочных участках детского сада.

Для эффективной организации двигательной активности в группе мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения.

Полифункциональность развивающей среды присутствует в нашем учреждении, мы используем мягкие модули, ширмы, предметы из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое.

Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной среды учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития детей, создается ситуация выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей

И это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года. Всё это говорит о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, соответствует росту детей.

Вопрос безопасности не менее актуален при организации двигательной активности на прилегающей территории детского сада.

На прогулочных участках размещено новое оборудование, достаточно места для проведения подвижных игр, двигательной активности.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС  .

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОСАнализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС  Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении созданы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Там, где раздаётся смех… Там, где множество потех… Там, где хором поют песни… Там, где очень интересно… Там, где множество ребят, Называют.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС МБДОУ № 104/СП г. Красноярск Воспитатель: Чернова Н. Г. В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновила развивающую предметно-пространственную.

Создание предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Управление образования администрации муниципального района «Монгун-Тайгинскийкожуун Республики Тыва» Муниципальное автономное дошкольное.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОССоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Авторы: Семенова Е. С, Матвеева А. С. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В нашу.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 14 мая 2017 в 06:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе
21 августа на МААМ - День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя - неделя неповторимых ароматов, неделя настоящей...
Конспект музыкального занятия в группе раннего развития «В Гости к Мишке»
Файл "/upload/blogs/detsad-667701-156640641 [IMG]/upload/blogs/detsad-667701-1566406708. jpg[/IMG] [IMG]/upload/blogs/detsad-667701-1566406499. jpg[/IMG] ....
Фотоотчет мастер-класса по изготовлению открытки к Дню флага России
Фотоотчет мастер- класса по изготовлению открытки к Дню флага России. К предстоящему празднику мы с дошкольниками средней группы стали готовиться...