Татьяна Смирнова
Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Обращение к теме организации детского исследования обозначены в проекте «Наша новая школа» как создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому проявить свои задатки и возможности. Важным результатам педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности.
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической значимости:
-воспитатель ставит проблему и намечает план действий её решения, само решение предстоит найти самостоятельно воспитаннику;
-воспитатель ставит проблему, но уже пути решения воспитанник ищет самостоятельно;
-воспитатель ставит проблему, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется воспитанниками самостоятельно.
Исследовательская деятельность дошкольников включает три самостоятельных блока:
1. Тренинг исследовательских способностей детей.
В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, делать умозаключения и выводы.
2. Детская исследовательская практика.
Она предполагает проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
3. Мониторинг исследовательской деятельности детей.
Он включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.
Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала. В ходе данной работы у воспитанников детского сада формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру. Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно. Это тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.
Список литературы:
1. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство дом «Фёдоров», 2010. – 128 с.
2. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013, - 223 с.