Лучший педагог года

Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края

Ирина Воробьева
Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.

Публикация «Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края» размещена в разделах

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования.

Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Она, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности и т. п.);

Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического

проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие проблемы по данному вопросу:

• Уровень знаний детей о природе недостаточный;

• Семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;

• Воспитатели также нуждаются в пополнении своих знаний по экологии.

Далее мы обозначили цели, задачи и пути реализации системы экологической работы в ДОУ через реализацию экологических познавательно-исследовательких проектов : «Экологическая тропа в МБДОУ», «Цветоводы-огородники», «Восьмое чудо Кузбасса».

Цель: Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветов, познакомит с фантастическим миром малой Родины.

Задачи:

• Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.

• Познакомить с удивительными животными прошлого нашей малой Родины.

• Расширить кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.

• Формировать представление об изучении этих древних животных учеными.

• Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.

• Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.

• Формировать бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения и взаимодействия с ними.

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

При разработке проектов были учтены многие аспекты:

тип проекта (практико – ориентированный, познавательно – исследовательский, открытый, коллективный);

сроки реализации (долгосрочный, краткосрочный);

методы и формы работы (наглядные, словесные, практические, игровые; экспериментирование (опыты, наблюдение,моделирование, игровые и проблемные ситуации);

участники (сотрудники, воспитанники МБДОУ и их родители, работники краеведческого музея и детской библиотеки;

Этапы и их содержание: Подготовительный этап

Проект «Экологическая тропа ДОУ»

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление картотеки всех точек экологической тропы.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

«Проект Цветоводы – огородники»

1. Разработать перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.

2. Изготовление театра на фланелеграфе «Пых», героев инсценировки «Хороводная - Огородная.

3. Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за растениями.

4. Оформление уголков с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах и цветах.

5. Разбивка огорода на участке. Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

«Проект «Восьмое чудо Кузбасса»

Изучена документальная и познавательная литература о животных населявших нашу малую Родину много лет назад. Составлен план работы. Привлечены родители к проведению проектной деятельности.

Основной этап:

Проект «Экологическая тропа ДОУ» На основном этапе проекта нами были изготовлены макеты природных объектов, схемы, карта и макет экологической тропинки, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, лабораторные и опытнические зоны в группе, оформлены стенды, папки-проекты, собраны коллекции, проведены выставки рисунков и фотографий, исследовательские работы, посажены новые деревца на участке детского сада, собрана фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

«Проект Цветоводы – огородники» На основном этапе проекта нами были созданы коллекции семян овощей и цветов, книжки – малышки «наш веселый огород», Красная книга редких цветов нашего края, картотеки наблюдений, опытов и экспериментов, проведены ООД художественно – эстетического цикла, праздники и развлечения: «Сад-огород», «В гостях у цветочной Феи», «Яблочный спас», «Сбор урожая», театральные представления: «Пых», «Репка», оформлены в группах мини - огород на подоконнике, фотовыставки «Садовые цветы», «Главный овощ огорода».

«Проект «Восьмое чудо Кузбасса» На основном этапе проекта нами было собрано много информации о динозаврах в целом, динозаврах, населявших нашу малую Родину много лет назад, а также о селе Шестаково и конкретно о месте раскопок. Были проведены беседы «Динозавры – кто они», «Почему Шестаково называют «Восьмым чудом Кузбасса». Была собрана коллекция «Динозавры». Ребята с большим удовольствием помогали оформлять в группе уголок «Необычные животные прошлого», готовили материалы к совместному макету «Восьмое чудо Кузбасса». Большим интересом пользовалась экскурсия в районный краеведческий музей, где дети узнали много нового и интересного, пополнили свои знания, связанные с раскопками в нашем родном крае. Совместно с родителями была организована выставка работ «Необычные животные прошлого», а также выставка рисунков «На Шестаковском Яру». Большой интерес у детей вызывали просмотры познавательных фильмов: «По следам сибирского динозавра», «Сибирский пситтакозавр». Дети с большим интересом рисовали рисунки, клеили аппликации, участвовали в познавательных занятиях и сюжетно – ролевых играх. Благодаря проекту «Восьмое чудо Кузбасса» дети расширили знания о древнейших животных, населявших нашу малую Родину много лет назад; повысили чувство ответственности за животный мир нашей малой Родины; а также узнали много нового о том, что загадочного и необычного скрывает наша родная земля. И самое главное, в ходе проекта дети не получали знания в готовом виде, а собирали информацию самостоятельно, или с небольшой помощью родителей.

Заключительный этап проектов у нас остается открытым и продолжается в течение последующего года. В это период ведется корректировка материалов проектов : вносятся изменения в план-схему экологической тропы, разбивку огорода и цветника, проектируется дизайн проект цветочных клумб, рабаток, островков. Рассматриваются новые контакты взаимодействия с научными организациями области и соседних районов.

Уже на 2019 год мы запланировали работу с Кемеровским областным краеведческим музеем. Совместно с научными сотрудниками музея планируется провести 2 занятия: одно из них на базе Чебулинского краеведческого музея, второе на территории Шестаковского археологического комплекса.

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Организация проектной деятельности в детском саду. – Мозаика – Синтез, 2008

2. Веракса Н. Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012

3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

4. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – Сфера, 2008

6. Елкина Н. В, Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2010

Публикации по теме:

Цикл наблюдений за природными объектами «Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Цикл наблюдений за природными объектами в течение 4х недель. «Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь).

Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной «Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной»Малютина Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели Наблюдение за зимующими птицами. Наблюдение 1. «За воробьями и воронами». Цель: Продолжить знакомить детей с зимующими птицами (ворона,.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июль Июль Прогулка 1 Наблюдение за дождевым червем Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни,.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июнь Июнь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды; — учить выделять изменения.

Фотовыставка «Красота родного края глазами дошкольников и их родителей»Фотовыставка «Красота родного края глазами дошкольников и их родителей» В сердце каждого взрослого человека бережно хранятся воспоминания из детства: поляна, наполненная запахом земляники, тропинка, ведущая к.

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе «Дикие животные родного края» Тема занятия: Тема «Дикие животные родного края» Программное содержание: Образовательные: • расширять и уточнять знания детей о жизни.

Ознакомление дошкольников с трудом родного края. Коневодство Образовательные задачи: познакомить детей с профессиями людей своей малой Родины, особенностями этих профессий, их значением. Развивающие.

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности с объектами природы» Программное содержание: • Развивать у детей представление об окружающем мире. • Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих.

Экологическое воспитание дошкольников «Природа родного края» Статья «Природа родного края» посвящена экологическому воспитанию детей в детском саду. Мы живем в России: У нас леса густые, У нас березы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края
Опубликовано: 16 января 2019 в 08:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД