Нина Прохода
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. В связи с этим пред дошкольной организацией встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности.
Публикация «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Именно, метод проектной деятельности является актуальным для решения некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на содействие и сотрудничество детей и взрослых (родителей и воспитателей, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, создание условий для его развития, творческих способностей, соответствующим возрасту видам деятельности.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов,
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги МБДОО №9 «Дюймовочка» организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
Педагогами нашего детского сада было реализовано множество проектов различного типа: «Здоровьесберегающий проект для детей и родителей», «Формула здоровья», «Мастерская Деда Мороза», «Пасха красная», «Самая лучшая мама – моя», по сказкам В. Сутеева и многие другие.
Внедрение метода проектирования в работу дошкольной организации позволило сделать следующие выводы:
• Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой ДОО.
• Метод проектов формирует мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
• Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности, стимулирует и поддерживает инновационную педагогическую деятельность ДОО.
• Метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО.
• Проектная деятельность способствует развитию профессиональной компетентности педагога.
Проанализировав работу педагогического коллектива за прошедший учебный год, мы поставили перед собой задачу: повысить профессиональное мастерство педагогов, ориентированных на применение проектного метода в различных областях.
Для решения этой задачи была проведены консультации для педагогов по данной теме, конкурсы на лучшиепроекты среди педагогов, запланирован педсовет «Проектная деятельность в ДОО как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО» и семинар.
Работая над проектной деятельностью, мы сталкивались с определёнными трудностями. Но методом проб и ошибок мы выстроили цепочку советов воспитателям по работе над проектами:
• Глубоко изучить тематику проекта.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Вовлекать в участие проекта не только активных воспитанников группы.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.
Педагоги нашего детского сада сами отмечают, что проектная деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.
Считая метод проектов актуальным и очень эффективным, педагоги детского сада запланировали для себя проекты различного типа на 2016-2017 учебный год. Мною была разработана циклограмма проектной деятельности в МБДОО №9 «Дюймовочка» п. Нового на 2016-2017 учебный год. В соответствии с циклограммой, планами проектной деятельности воспитателями реализовываются проекты с детьми и родителями.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО– это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией стандарта. Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое главное, помогает ребенку стремится получать новые знания в дальнейшем в школе.