МААМ-картинки

Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях о. Сахалин

Светлана Левицкая
Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях о. Сахалин

Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации.

Публикация «Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях о, Сахалин» размещена в разделах

С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Такая работа проводится в школах за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы; организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Колледжи и вузы тоже ведут профориентационную работу с абитуриентами для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводят профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности. В субъектах Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» будут созданы базовые колледжи и вузы, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального и высшего образования. В рамках этих центров возможно функционирование Центров карьеры, одной из задач которых будет организация профориентационной работы.

В работе по профориентации должны принимать участие и региональные Центры занятости населения, работники которых информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей).

В образовательной организации вопросами профориентации должны заниматься следующие специалисты: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, учитель-предметник, библиотекарь, социальный педагог, психолог, медицинский работник.

Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ являются : недостаточно активная жизненная позиция; несформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований отдельных профессий к здоровью; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка [1; 2; 4].

Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Сахалинской области в 2016/17 учебном году

В 2016/2017 учебном году общеобразовательная сеть Сахалинской области включала 163 общеобразовательные организации, 5 из которых реализовывали адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в том числе 1 – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 – для детей с нарушением слуха.

Общая численность обучающихся, приступивших к освоению общеобразовательных программ во всех общеобразовательных организациях, составляла 56088 человек.

Инклюзивное образование было организовано в 759 классах 119 общеобразовательных организаций. Общая численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в этих школах составила 1413 человек, из которых 253 инвалида.

Общая численность обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы составляла:

- с умственной отсталостью – 505 человек;

- с задержкой психического развития – 129 человек;

- с нарушением слуха – 38 человек.

Общее образование детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ было организовано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и законом Сахалинской области от 18.03. 2014 г. № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области».

С целью обеспечения государственных гарантий реализации права инвалидов, детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, актуализирован и утвержден Порядок организации обучения инвалидов, детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Сахалинской области с использованием вышеназванных образовательных технологий.

В 2016/2017 учебном году обучение на дому (в условиях, исключающих стрессовые ситуации, на основании заключений врачебных комиссий, было организовано для 329 обучающихся, из которых 243 – дети-инвалиды.

В 2016/2017 учебном году обучение 62 детей, из которых 30 дети-инвалиды, было организовано с использованием дистанционных образовательных технологий.

С целью создания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам оптимальных условий в период государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) была актуализирована региональная нормативно-правовая база, регламентирующая проведение ГИА. Специалисты, привлекаемые к проведению к ГИА, в том числе 48 медицинских работников, прошли специальную дистанционную подготовку в ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области». В период прохождения ГИА за курс основной школы было организовано 2 пункта проведения экзамена на дому. Участвующие в ГИА 241 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, из которых 41 – дети-инвалиды, успешно сдали экзамены. За курс средней полной школы экзамены успешно сдали 20 детей-инвалидов. Первый пункт проведения экзамена был организован на дому.

Одиннадцати выпускникам по итогам обучения выдано свидетельство об обучении в общеобразовательной организации, они продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.

В 2016/2017 учебном году проведена большая работа по организации образовательного процесса в 1 учреждении социального обслуживания. Учреждение имеет лицензии на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего и основного общего образования, дополнительного образования. Обучение части воспитанников данного учреждения организовано в общеобразовательной организации, расположенной территориально максимально близко к данному учреждению.

В течение учебного года организовывалось обучение детей, проходящих оздоровление и медико-социальную реабилитацию в учреждении социального обслуживания.

В региональной системе образования функционируют 1 государственное и 22 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования.

Для 98 несовершеннолетних с ОВЗ (задержкой психического развития, детским церебральным параличом, аутизмом и т. д.) организовано обучение по адаптированным образовательным программам художественной и социально-педагогической направленности, в т. ч. в социально-творческих объединениях.

Целью реализации адаптированных образовательных программ «Я все смогу!», «Основы керамики», «Сундучок», «Готовимся к школе», по которым работают педагоги, является создание образовательно-развивающей среды для детей с ОВЗ, привлечение их к творческой деятельности, а также социальная адаптация детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.

В 2016/2017 учебном году в рамках деятельности социально-творческого объединения «Равные возможности» внедрялись востребованные школьниками новые адаптированные программы обучения – «Компьютерная азбука», «Ключ к общению». К выполнению этих задач привлечены новые педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».

В 2016/2017 учебном году в 10 подведомственных профессиональных образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения обучалось 278 лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Зачислено в подведомственные профессиональные образовательные учреждения для получения образования 138 человек с ограниченными возможностями здоровья.

В двух подведомственных профессиональных образовательных учреждениях созданы специальные условия для обучения инвалидов. В 2016/2017 учебном году организовано профессиональное обучение 7 инвалидов по слуху на базе Сахалинского техникума сервиса по программе профессионального обучения «Маляр строительный».

В Сахалинском промышленно-экономическом техникуме в 2016/2017 учебном году обучалось с применением дистанционных технологий 16 инвалидов разных нозологических групп по программам среднего профессионального образования «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Право и организация социального обеспечения».

Организация обучения инвалидов в профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования Сахалинской области, в 2017/18 учебном году

В 2017/2018 учебном году в подведомственные профессиональные образовательные учреждения зачислено 105 человек с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, из них 59 инвалидов (в 2014 г. – 137 человек / 21 инвалид, 2015 г. – 149 человек / 28 инвалидов, 2016 г. – 138 человек / 39 инвалидов).

В 2 подведомственных министерству образования профессиональных образовательных учреждениях созданы специальные условия для обучения инвалидов.

В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сахалинский промышленно-экономический техникум» организовано обучение 19 инвалидов разных нозологических групп с применением дистанционных технологий по программам среднего профессионального образования «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Право и организация социального обеспечения» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сахалинский техникум сервиса» организовано обучение 5 инвалидов по слуху по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих «Повар, кондитер» и профессионального обучения «Маляр строительный».

В результате планомерной и целенаправленной работы в области активизировано движение «Абилимпикс». В сентябре текущего года был успешно проведен IV Региональный чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Абилимпикс – 2019» «Равные возможности для каждого».

В соревнованиях по 19 компетенциям приняли участие 118 конкурсантов, которых оценивали 98 экспертов. Среди конкурсантов – школьники, студенты колледжей и вузов, работающие специалисты (общая возрастная группа участников – от 14 до 65 лет).

На четырех конкурсных площадках были представлены компетенции «Поварское дело», «Малярное дело», «Портной», «Робототехника», «Администрирование баз данных», «Дизайн персонажей / анимация», «Бисероплетение» и другие. Впервые своё мастерство продемонстрировали специалисты по компетенциям «Швея», «Ландшафтный дизайн», «Разработчик ВИАР и ДОП реальности», «Изобразительное искусство», «Гончарное дело», «Художественное вышивание» и «Столярное дело».

Победители, успешно прошедшие отборочные соревнования, примут участие в финале Национального чемпионата «Абилимпикс – 2019», который состоялся с 20 по 22 ноября в Москве. «Абилимпикс» – это возможность для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья продемонстрировать уровень своего профессионального мастерства, проявить и реализовать себя в выбранной сфере, мощный механизм профориентации и социальный лифт.

Конкурс «Абилимпикс» включен в проекты платформы «Россия – страна возможностей» и закреплен в мероприятиях Национального проекта «Образование» (Федеральный проект «Социальные лифты для каждого»).

Выводы:

В рамках решения задачи адаптации лиц с ОВЗ в обществе является подготовка данной категории детей и подростков к сознательному выбору профессии. Комплексность и системность являются стержневыми принципами организации профориентации детей и молодежи. Формы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в инклюзивной школе ничем не отличаются от форм работы с другими детьми и подростками. При планировании профориентационной работы педагогам необходимо учитывать физиолого-психические особенности обучающихся, дозируя время и нагрузку.

Профессиональное ориентирование обучающихся с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей, используя ресурсы социума.

Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

Необходимо на всех этапах осуществления профориентационной деятельности корректировать профессиональные планы обучающихся с ОВЗ в соответствии с их возможностями. В процессе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу с обучающимися по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшей самореализации в трудовой деятельности.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, таких детей с каждым годом становится все больше, а многочисленные пособия только констатируют наличие проблемы, не предлагая ее решения.

Список литературы

1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 2008.

2. Зеер М. Ф. Профориентология : Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2004.

3. Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».

4. Романова Е. С., Коган Б. М., Свистунова Е. В., Ананьева Е. В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. - М., Академия, 2012.

5. Ярская, В. Инклюзия - новый код социального равенства / В. Ярская // Образование для всех : политика и практика инклюзии : сборник научных статей и научно-методических материалов. - Саратов : Научная книга, 2008. - С. 11-16.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Фотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидамиФотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидами Фотоотчет с праздника «Ангелы Земли» с детьми инвалидами. Людмила Александровна известная в Аскизе, как социальный психолог при АНО ЦСО.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях о. Сахалин
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 03:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД