Запорожец Дина Валентиновна
Организация работы лекторской группы в ДОУ как форма реализации патриотического воспитания с дошкольниками
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ
«МЫ – РОССИЯНЕ»
КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Д. В. Запорожец
старший воспитатель
МБДОУ № 47п. Эльбан
В 2025 году наша страна отмечает 80-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В МБДОУ № 47 поселка Эльбан были проведены мероприятия, посвящённые памятной дате, которые призваны воспитывать патриотические качества личности у дошкольников.
Публикация «Организация работы лекторской группы в ДОУ как форма реализации патриотического воспитания с дошкольниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Через какие формы целесообразна реализация патриотического воспитания дошкольников, так, чтобы проводимые мероприятия были личностно значимыми, интересными и помогали дошкольнику стать патриотом и защитником своей Родины? Такая форма реализации найдена в ходе подготовки к методическому объединению. В начале учебного года была сформирована лекторская группа «Мы – россияне». В нее вошли воспитанники подготовительной к школе группы. Следует отметить, что лекторами - экскурсоводами стали ребята из логопедической группы, для которых демонстрация своей речи окружающим является проблематичной. Дети с нарушениями речи чаще стесняются говорить, декламировать стихотворения и просто быть заметными в звуковом поле. Поэтому новая роль «лекторов - экскурсоводов» позволяет не только стимулировать развитие речи дошкольников логопедической группы, но и психологически раскрепощает, придает им уверенности и значимости.
Ребята с большим интересом знакомились с текстами экскурсий. При поиске и подготовке материала помощь и поддержку оказывали родители воспитанников. Кроме этого, родители помогали подбирать и находить экспонаты для экскурсий. Со слов ребят – им очень понравилось «работать» лекторами - экскурсоводами. Они чувствовали свою значимость и нужность.
За 2024 – 2025 учебный год лекторами – экскурсоводами было проведено 17 экскурсий. Первые экскурсии лекторской группы прошли в начале учебного года в мини-музее «Туристическая тропа», в ходе которой ребята рассказывали о снаряжении туристов в походе. Далее юные лекторы проводили экскурсии об истории поселка Эльбан, его героическом военном прошлом, об Амурском районе, о Хабаровском крае, о коренных народах нашего региона и о большой стране России. Тематика проведенных экскурсий посвящалась историческому прошлому нашей страны, военному периоду, годам становления и развития региона.
Позже лекторы рассказывали о выставке семейного творчества «Рождественский ангел». В конце учебного года лекторы проводили экскурсии, посвящённые 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Данные экскурсии стали основой плана по патриотическому воспитанию дошкольников на 2024 – 2025 учебный год.
При проведении экскурсий в МБДОУ № 47 был использован потенциал предметно-образовательной среды ДОУ, а именно стенды патриотической направленности : «Семь чудес Хабаровского края», «Коренные народы Амурского района», «Военное прошлое поселка Эльбан», «Великая Россия». В апреле-мае 2025 года в МБДОУ № 47 был организован мини - музей «Мы помним – мы гордимся», состоящий из 9 экспозиций: «Военное прошлое Эльбана», «Тыл, он тоже фронтом был», «Солдатская шинель», «Быт военного времени», «Вещи солдата», «Семейные книги памяти», «Великая битва. Курская дуга», «Освобождение СССР от фашистских захватчиков». В данном предметно-образовательном пространстве лекторской группой проводилась большая часть экскурсий и тематических мероприятий патриотического характера.
Наблюдая за работой лекторской группой, был отмечен позитивный рост ребят: появилась уверенность в себе, улучшилось качество устной речи воспитанников, ребята получили новые знания об истории своей малой Родины и познакомились с полезной информацией о регионе, в котором живем. При подготовке материала для выступления лекторов использовался личный опыт ребят. Например, лектор Илья принес солдатский шлем своего папы – участника СВО, который семья хранит как реликвию. И, именно о шлеме, о защитных функциях этого предмета военного обмундирования рассказывал мальчик. Он был горд и доволен, когда рассказывал о личном, важном и значимом для других детей и гостей детского сада. А лектор Мария при рассказе о вещах солдата, отметила, что у ее мамы почти такие же погоны, и что ее мама подполковник внутренней службы. Вот так корректно и бережно в работу лекторов вошли личные истории ребят.
В ходе работы лекторской группы, в этом маленьком, но сплоченном коллективе сформировались свои правила поведения, которые ребята повторяли перед каждым выступлением:
- рассказывать четко, понятно и с улыбкой;
- не поворачиваться к зрителям спиной;
- при демонстрации экспонатов разрешается трогать их руками;
- уважать выступающих, не мешать говорящим;
- внимательно слушать других лекторов.
В ходе подготовки к проведению экскурсий были соблюдены следующие требования:
- тщательная предварительная подготовка: определение цели экскурсии, отбор программного содержания, соответствующего пониманию дошкольников;
-соблюдение безопасности предметно-образовательного пространства при проведении экскурсий;
- доступность и значимость, образовательная и воспитательная ценность экскурсионного материала.
В работе лекторских групп с дошкольниками следует учитывать специфику дошкольного возраст. «Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые лектором, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей». [1]
При организации работы лекторских групп необходимо помнить о том, что концентрация внимания у дошкольников не всегда стабильна на протяжении всего мероприятия. Поэтому необходимо включать в ход проведения экскурсии смену видов деятельности, например: слушаю, играю, трогаю экспонат руками, слушаю, смотрю и снова играю. Целесообразно включать физминутки по теме экскурсии.
Кроме этого «к специфике работы лекторских групп в ДОУ относятся факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения экскурсий, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка». [4] В этой связи при проведении экскурсий необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников и для привлечения внимания включать разные виды деятельности. Безусловно необходимо учитывать продолжительность экскурсии, для старшего подготовительного возраста она должна быть не более 30 минут.
При проведении экскурсий патриотической направленности «рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников :
- показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;
- использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;
- включение в ход экскурсии рассуждений детей, опора на личный опыт дошкольников;
- обязательное использование приема «Вопрос-ответ». При этом важно стимулировать дошкольника к полному и развёрнутому ответу»; [4]
Следует отметить значимость основных методических приемов проведения экскурсий с дошкольниками :
- «Наличие элемента ритуала в экскурсиях на военно-историческую тематику (например, построение перед минутой молчания, возложение цветов к мемориалу);
- Присутствие исследования, то есть выполнение простых исследовательских и поисковых заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание «Семейных книг памяти», «Орден моего прадедушки», «Воспоминания моей прабабушки», «шлем моего папы»);
- Задания должны быть посильные дошкольникам (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму солдатского шлема времен Великой Отечественной войны и современный, сложить самостоятельно письмо – треугольник и так далее)». [2]
«Таким образом, с помощью организации работы лекторских групп расширяется кругозор дошкольников, дети знакомятся с историей своей малой Родины, прикасаются к основным вехам военного прошлого нашей страны. В ходе работы лекторской группы, происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами исторического прошлого, которое помогает дошкольникам ощутить себя частью социо-культурного пространства». [1]
Организация деятельности лекторских групп в ДОУ как форма реализации патриотического воспитания показала свою эффективность. Проводимые лекторами экскурсии были личностно значимыми, интересными и способствовали формированию у дошкольников чувства патриотизма и любви к Родине.
Список использованных источников информации :
Кирюханцев Кирилл Андреевич Экскурсия - важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №2 (26). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-vazhnaya-forma-organizatsii-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu ( дата обращения: 20.05.2025).
Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна Специфика развития внимания у старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. №29 (41). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razvitiya-vnimaniya-u-starshih-doshkolnikov ( дата обращения: 20.05.2025).
Савельева Алена Сергеевна «Экскурсия – как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» // https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/12/05/ekskursiya-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения 20.05.2025).
Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 434–438. – URL : https://e-koncept.ru/2016/76560.htm
Раздел сборника «Я расскажу вам о войне» вопросы воспитания подрастающего поколения.