МААМ-картинки

Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения (3 фото)

Людмила Стахова
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Положение об организации педагогомпсихологом родительского клуба

«Растём вместе с ребёнком»

Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Публикация «Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в психолог – воспитательно – образовательном процессе необходимо для успешного развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А это зависит от условий воспитания и развития детей дошкольного возраста. При этом традиционно используются психолого – педагогические методы : наблюдение, опросные методики, анкетирование, диагностика типового семейного воспитания и состояния, само диагностика родительского отношения к детям, беседы, тестирования, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьёй, её посещение, беседы с родителями, наблюдения за их отношением во время встреч.

Анализ специфики запросов со стороны родителей с различным уровнем образования, а так же родителей не полных и многодетных семей в зависимости от возраста ребёнка позволили выявить различную потребность в работе с семей разного типа. Наиболее эффективной формой работы с родителями стала деятельность родительского клуба «Растём вместе с ребёнком».

Эта работа построена на принципах сотрудничества с семьями, предполагающих:

*Индивидуально – дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);

*Систематичность и последовательность работы с каждой семьёй (включение родителей в деятельность ДОУ в течении всего периода адаптации к новым социальным условиям;

*Доверительные, равно партнёрские отношения между психологом и членами семей воспитанников;

*Уважение норм и ценности семьи;

*Ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, её способности к самопомощи;

*Использование различных методов работы психолога и других специалистов ДОУ.

В ходе исследования семей были выделены следующие проблемы:

1. медико – биологические: группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2. социально – экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители, особенности отношения матери к ребё нку: гипер опека в том случае, когда жизненные интересы матери замыкаются на ребёнке, или гипо - опека, связная с переживанием матерью развода или её стремление найти другого спутника жизни);

3. социальная изоляция семьи, обусловленная утратой семьёй социальных связей с одним из супругов или социальной дискриминации матери – одиночки;

4. факторы социального риска (как правило, худшее, чем полных семьях, материальное положение, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5. психологические: отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности или в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей, госпитализация;

6. педагогические : несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическим особенностям детей, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Эти факторы определяют повышенную потребность в психолого – педагогическом просвещении и сопровождении семей.

Проведённое анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:

*80% опрошенных родителей считают: что в воспитание детей ответственность несут родители:

*5% - детский сад;

*5% -дополнительные учреждения;

*10% - совместные усилия детского сада и семьи.

При этом наиболее частые трудности в вопросах воспитания и обучения у родителей возникают:

*45% родителей видят проблему индивидуальных особенностей ребёнка, а именно эмоционального характера, в том числе замкнутости и нерешительности малыша;

*15% - не умеют решать конфликт с собственным ребёнком;

*15% - ссылаются на нехватку времени на общение со своим собственным ребёнком;

*9% - не могут найти общий язык со своим ребёнком;

*6% - не желание ребёнка ходить в детский сад;

*6% - разногласие в вопросах воспитания и обучения в семье;

*4% -не хватка знаний в вопросах развития детей.

В изучении наиболее эффективных средств, влияния на поведение ребё нка в конфликтных ситуациях родители отдали предпочтение:

*75% -Объяснениям и разъяснениям;

*10% - уговорам и компромиссам;

*5% -родителей предпочитают решать конфликт через угрозу и предупреждение ;

*10% - физическому наказанию, что тем не менее настораживает и оставляет повод задуматься над тем, что насилие в семье существует, а это в свою очередь порождает в детях развитие агрессивности и замкнутости. В данном случае необходимо выявлять такой контингент родителей как можно раньше: проводить с ними индивидуальные разъяснительные беседы, посещать семью на дому, наблюдать за эмоциональным состоянием ребёнка, разрабатывать консультации в папки – раскладки и родительских уголках.

Интересно, что наиболее важным для своего ребё нка родители считают:

*45% -доброту и отзывчивость ;

*40% -родителей физическому здоровью ребёнка;

*8% -Целеустремлённость;

*7% -Высокий уровень интеллектуального развития.

В получении информации в вопросах воспитания родители полагаются преимущественно:

*35% - на свой опыт и собственные знания;

*25% -получают информацию из журналов и газет;

*20% -от воспитателя, психолога;

*15% -из телепередач ;

*5% -родителей получают такую информацию на родительских собраниях.

В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стремятся к взаимодействию с родителями.

Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно – образовательном процессе, формировании естественного детско – взрослого сообщества. Оптимальной формой сотрудничества с семьёй было признанно создание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком», в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребёнка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится психолого – педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение психолога, специалистов и родителей в детско – взрослом сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского сада, их участие в коллективных творческих делах.

В работе с семьё й были определены несколько этапов:

1)ознакомительный (сбор информации, паспортизация групп, оценка ситуации, знакомство);

2)изучение семьи (определение внутри семейных проблем и трудностей в воспитании детей);

3)просветительский (оказание помощи семье в кризисной ситуации);

4)коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей).

Особое внимание уделяется планированию заседаний родительского клуба, которые проводятся в разных формах :

*Семинар;

*Практикум;

*Мастер – класс;

*Брифинг;

*Круглый стол;

*Обмен опытом;

*Тренинг;

*Дискуссия;

*Творческий конкурс;

*Деловая игра;

*КВН и т. д.

Встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребёнка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам – более эффективно строить воспитательно – образовательный процесс. При этом очень важны поддержка родителей и их помощь.

Родительский клуб становится помощником для родителей, так как в нём реализуется не только творческая, но и нравственная программа. Совместные встречи в клубе способствуют прежде всего осознанию своей личности – природы психики, сознания, мотивации поступков, а так же само коррекции целей, установок, действий.

Заседание родительского клуба требуют специальной подготовки.

Главное условие – добровольность и взаимная заинтересованность.

Заседание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком» проводится 1 раз в месяц.

В зависимости от тематики место проведения вариативное, на усмотрение педагога – психолога.

Исходя из результатов работы родительского клуба, были определены его задачи:

!установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка в развитии и воспитании детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга через активизацию работы родительского клуба;

!активизация и обогащение воспитательных умений и навыков родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

!повышение психолого – педагогических знаний в вопросах развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация данных задач позволяет родителям успешно развивать собственного ребёнка, увидеть «зону ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.

В результате целенаправленной работы позиция родителей как воспитателей своего ребёнка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приёмов взаимодействия с детьми в домашних условиях.

Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Фото №1 Положение об организации педагогом Фото №2 Работа с родителями
Публикации по теме:

«Дерево благодарности родителям»«Дерево благодарности родителям» Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение.

Положение о родительском клубе «Доверие» ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано специалистами ГБОУ Детский сад № (далее - ДОУ) совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 12:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Стахова (УИ 309089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД