Людмила Стахова
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Положение об организации педагогом – психологом родительского клуба
«Растём вместе с ребёнком»
Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Публикация «Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в психолог – воспитательно – образовательном процессе необходимо для успешного развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А это зависит от условий воспитания и развития детей дошкольного возраста. При этом традиционно используются психолого – педагогические методы : наблюдение, опросные методики, анкетирование, диагностика типового семейного воспитания и состояния, само диагностика родительского отношения к детям, беседы, тестирования, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.
Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьёй, её посещение, беседы с родителями, наблюдения за их отношением во время встреч.
Анализ специфики запросов со стороны родителей с различным уровнем образования, а так же родителей не полных и многодетных семей в зависимости от возраста ребёнка позволили выявить различную потребность в работе с семей разного типа. Наиболее эффективной формой работы с родителями стала деятельность родительского клуба «Растём вместе с ребёнком».
Эта работа построена на принципах сотрудничества с семьями, предполагающих:
*Индивидуально – дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);
*Систематичность и последовательность работы с каждой семьёй (включение родителей в деятельность ДОУ в течении всего периода адаптации к новым социальным условиям;
*Доверительные, равно партнёрские отношения между психологом и членами семей воспитанников;
*Уважение норм и ценности семьи;
*Ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, её способности к самопомощи;
*Использование различных методов работы психолога и других специалистов ДОУ.
В ходе исследования семей были выделены следующие проблемы:
1. медико – биологические: группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;
2. социально – экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители, особенности отношения матери к ребё нку: гипер опека в том случае, когда жизненные интересы матери замыкаются на ребёнке, или гипо - опека, связная с переживанием матерью развода или её стремление найти другого спутника жизни);
3. социальная изоляция семьи, обусловленная утратой семьёй социальных связей с одним из супругов или социальной дискриминации матери – одиночки;
4. факторы социального риска (как правило, худшее, чем полных семьях, материальное положение, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);
5. психологические: отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности или в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей, госпитализация;
6. педагогические : несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическим особенностям детей, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.
Эти факторы определяют повышенную потребность в психолого – педагогическом просвещении и сопровождении семей.
Проведённое анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:
*80% опрошенных родителей считают: что в воспитание детей ответственность несут родители:
*5% - детский сад;
*5% -дополнительные учреждения;
*10% - совместные усилия детского сада и семьи.
При этом наиболее частые трудности в вопросах воспитания и обучения у родителей возникают:
*45% родителей видят проблему индивидуальных особенностей ребёнка, а именно эмоционального характера, в том числе замкнутости и нерешительности малыша;
*15% - не умеют решать конфликт с собственным ребёнком;
*15% - ссылаются на нехватку времени на общение со своим собственным ребёнком;
*9% - не могут найти общий язык со своим ребёнком;
*6% - не желание ребёнка ходить в детский сад;
*6% - разногласие в вопросах воспитания и обучения в семье;
*4% -не хватка знаний в вопросах развития детей.
В изучении наиболее эффективных средств, влияния на поведение ребё нка в конфликтных ситуациях родители отдали предпочтение:
*75% -Объяснениям и разъяснениям;
*10% - уговорам и компромиссам;
*5% -родителей предпочитают решать конфликт через угрозу и предупреждение ;
*10% - физическому наказанию, что тем не менее настораживает и оставляет повод задуматься над тем, что насилие в семье существует, а это в свою очередь порождает в детях развитие агрессивности и замкнутости. В данном случае необходимо выявлять такой контингент родителей как можно раньше: проводить с ними индивидуальные разъяснительные беседы, посещать семью на дому, наблюдать за эмоциональным состоянием ребёнка, разрабатывать консультации в папки – раскладки и родительских уголках.
Интересно, что наиболее важным для своего ребё нка родители считают:
*45% -доброту и отзывчивость ;
*40% -родителей физическому здоровью ребёнка;
*8% -Целеустремлённость;
*7% -Высокий уровень интеллектуального развития.
В получении информации в вопросах воспитания родители полагаются преимущественно:
*35% - на свой опыт и собственные знания;
*25% -получают информацию из журналов и газет;
*20% -от воспитателя, психолога;
*15% -из телепередач ;
*5% -родителей получают такую информацию на родительских собраниях.
В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стремятся к взаимодействию с родителями.
Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно – образовательном процессе, формировании естественного детско – взрослого сообщества. Оптимальной формой сотрудничества с семьёй было признанно создание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком», в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребёнка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится психолого – педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение психолога, специалистов и родителей в детско – взрослом сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского сада, их участие в коллективных творческих делах.
В работе с семьё й были определены несколько этапов:
1)ознакомительный (сбор информации, паспортизация групп, оценка ситуации, знакомство);
2)изучение семьи (определение внутри семейных проблем и трудностей в воспитании детей);
3)просветительский (оказание помощи семье в кризисной ситуации);
4)коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей).
Особое внимание уделяется планированию заседаний родительского клуба, которые проводятся в разных формах :
*Семинар;
*Практикум;
*Мастер – класс;
*Брифинг;
*Круглый стол;
*Обмен опытом;
*Тренинг;
*Дискуссия;
*Творческий конкурс;
*Деловая игра;
*КВН и т. д.
Встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребёнка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам – более эффективно строить воспитательно – образовательный процесс. При этом очень важны поддержка родителей и их помощь.
Родительский клуб становится помощником для родителей, так как в нём реализуется не только творческая, но и нравственная программа. Совместные встречи в клубе способствуют прежде всего осознанию своей личности – природы психики, сознания, мотивации поступков, а так же само коррекции целей, установок, действий.
Заседание родительского клуба требуют специальной подготовки.
Главное условие – добровольность и взаимная заинтересованность.
Заседание родительского клуба «Растём вместе с ребёнком» проводится 1 раз в месяц.
В зависимости от тематики место проведения вариативное, на усмотрение педагога – психолога.
Исходя из результатов работы родительского клуба, были определены его задачи:
!установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка в развитии и воспитании детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга через активизацию работы родительского клуба;
!активизация и обогащение воспитательных умений и навыков родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
!повышение психолого – педагогических знаний в вопросах развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Реализация данных задач позволяет родителям успешно развивать собственного ребёнка, увидеть «зону ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.
В результате целенаправленной работы позиция родителей как воспитателей своего ребёнка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приёмов взаимодействия с детьми в домашних условиях.