Получи документы

Организация работы педагогов и родителей с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

Кристина Клапотовская
Организация работы педагогов и родителей с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

Определение «дети с ОВЗ» говорит педагогу о том, что у ребенка имеется временное или постоянное отклонение (физическое или психическое) от нормы в развитии. Для работы с такими детьми требуется дополнительное повышение квалификации педагога и трансформация окружающей среды в группе. Существует несколько категорий таких детей: с поведенческим расстройством, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи или слуха, с умственной отсталостью, с психическими расстройствами. Иногда эти категории могут сочетаться друг с другом.

Публикация «Организация работы педагогов и родителей с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Цель работы педагога – создать ребенку условия, в которых произойдет его успешная адаптация в окружающем мире, что приведет к личностному росту или хотя бы к частичной реабилитации. Многие родители до конца не понимают своей роли в подобной работе. Считается, главное – привести в детский сад, а уж педагоги сделают всю работу. Не бывает положительной динамики при таком подходе. Только совместные усилия семьи и образовательной организации позволят добиться результатов. Цель работы родителя – помочь ребенку социализироваться в этом обществе с учетом его индивидуальных особенностей. Отталкиваясь от этих целей, можно спроектировать задачи. Задачи педагогического сопровождения : определить потребности (образовательные, социальные и пр.) ребенка, исходя из его ограничений в здоровье; организовать маршрут индивидуального развития по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии; выяснить возможность освоения детьми образовательной программы, при необходимости написать адаптированную версию программы. Задачи родительского сопровождения : научить ребенка самообслуживанию, объяснить нормы и правила поведения в учреждении (не только детского сада, а любого другого: магазин, парикмахерская, больница, школа, театр и пр.); самостоятельно приучать общаться с другими детьми (на детской площадке, посещать кружок и пр.). Педагоги должны в свою очередь информировать родителей об уровне освоения основной образовательной программы ребенком с ОВЗ, о возникших сложностях, о предельно-допустимой норме учебной нагрузке, о дополнительных коррекционно-развивающих программах, о внесении изменений в образовательный маршрут.

Сбор информации осуществляют специалист: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский персонал. Воспитатель же должен ознакомиться с предоставленной информацией и составить программу развития. В случае отсутствие вышеуказанных специалистов сбором и обработкой информации занимается воспитатель, старший воспитатель и заведующий. Роль родителей в этом случае неоценимо высока: он лучше других знает своего ребенка. Следует акцентировать свое внимание на то, что образовательная организация оказывает помощь родителям по многим вопросам : развитие, воспитание, адаптация, социализация. Но основная ответственность лежит все же на родителях. Очень важно выполнять рекомендации специалистов, иначе все старания педагога сведутся к нулю. Так называемая «инициатива» должна идти от родителей, то есть вопросы должны поступать от родителя к специалисту. А специалисты должны в свою очередь формулировать открытые формы вопросов (для стимулирования активности родителей, так как использование готового решения ведет к пассивному восприятия вопросов развития и воспитания, а иногда к перекладыванию ответственности за ребенка с ОВЗ на педагога). При таком положении дел возникает процесс инклюзии, то есть реальное включение детей с ОВЗ в жизнь группы детского сада.

В настоящий момент дошкольные учреждения располагают возможностью эффективно осуществлять инклюзию, выбираю допустимую норму интеграции и нагрузки. Интеграция бывает частичной и полной. У ребенка с ОВЗ интеграция как правило частичная, но педагоги совместно с родителями стремятся к полной интеграции. И помимо деятельности педагога, его опыта и понимания ситуации немаловажную роль играет материально-техническая база. Желательно наличие в группе мягких модулей, коррекционных пособий и игр, специального физического оборудования, уголка Монтессори, уголка психологической разгрузки. Не все сады могут себе это позволить. Можно привлечь родителей для изготовления необходимого оборудования. При этом объяснить, для чего и как это будет применяться в работе с их ребенком, какие результаты будут у ребенка от занятий с этим оборудованием.

Связь коррекционной работы и образовательных областей (примерное описание для понимания интеграции) :

1) оо «Физическая культура» : организация речевой активности детей, оречевление своих действий, рассказывать о пользе физической культуры и ЗОЖ;

2) оо «Познание» : формирование сенсорных эталонов, поощрение познавательной активности, совершенствование речи как средства выражения познавательной активности, расширение и обогащение словаря детей;

3) оо «Художественно-эстетическое развитие» : развитие мелкой моторики, расширение кругозора посредством активизации познавательной мотивации, поощрение самостоятельной речевой активности, развитие слухового восприятия, прослушивание музыкальных произведений, развитие трудолюбия через умение убирать рабочее место;

4) оо «Социализация» : развитие речи как средства общения, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений, развитие мелкой моторики в процессе игры, развитие воображения через театральную деятельность, расширение представлений о структуре социума и сферах человеческой деятельности.

5) оо «Речевое развитие» : развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса путем расширения представлений о социуме, развитие представлений о ЗОЖ, формирование речевых эталонов и формул.

Интеграция образовательных областей – это средство объединения нескольких образовательных направлений в течение одной образовательной деятельности. Данный способ помогает сформировать целостную картину мира, что является жизненно необходимым для ребенка с ОВЗ. Основы интеграции следует объяснять родителям, для того, чтобы они также вели подобную работу. Не просто клеили с детьми аппликацию, а еще, к примеру, оречевляли свои действия с ребенком, тем самым тренируя в построении полных предложений.

Также стоит предложить родителям ознакомиться с соответствующей литературой. Но для этого педагог сам должен ознакомиться с работами (статьями, медицинской литературой, монографиями и пр.) по теме.

Из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод, что работа с детьми с ОВЗ должна вестись регулярно, педагогами и родителями совместно, требует постоянного контроля достижений ребенком и внесением корректировок.

Публикации по теме:

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Консультация для педагогов «Организация внеурочной работы с одарёнными детьми» Организация работы с одаренными детьми Организация внеурочной работы с одаренными детьми Детское время должно быть временем радости,.

LEGO-конструирование в дошкольной образовательной организации Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают.

Консультация для родителей и педагогов «Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе» Консультация для родителей и педагогов: "Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе" Дошкольное детство - это.

Организация социального воспитания детей в дошкольной образовательной организации ВВЕДЕНИЕ Проблема социального воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии.

Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Современные педагогические исследования.

Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Максименко Алёна Сергеевна НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород Аннотация. В работе.

Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы педагогов и родителей с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 11:19
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД