Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Медведева Ольга
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Этапы работы над звуком

I Этап. Подготовительный

1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания.

2. Игры на развитие речевого слуха.

3. Игры на развитие фонематического слуха.

4. Игры на развитие дыхания.

5. Игры и упражнения на развитие голоса.

6. Упражнения на развитие правильной дикции.

7. Артикуляционная гимнастика.

I I Этап. Уточнение изолированного звука

1. Через связь с образом.

2. Через рассказ воспитателя.

3. Через «сказку о веселом язычке».

4. Через игры, чистоговорки.

I I I Этап. Закрепление и автоматизация звука

1. Закрепление звука в слогах:

а) в открытых слогах –са, зо, ра…

б) в закрытых – ор, ам, ок…

в) звук должен находиться между гласными – ора, ила, оса…

г) в сочетании с согласными – ста, рто и т. д.

2. Закрепление звука в словах (показ игрушек, загадывание загадок, чтение стихотворений и т. д.)

3. Закрепление звука во фразовой речи (через чтение стихотворений, рассматривание картин, чтение произведений художественной литературы, потешек, пословиц, поговорок)

IV Этап. Дифференциация звука

1. Изолированного звука.

2. В словах.

3. В слогах.

4. Во фразовой речи.

(приемы работы те же, что на I I и I I I этапах)

ЗАДАЧИ:

Развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха.

Развитие дыхания, голоса.

Развитие дикции: гимнастика губ, языка.

Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Согласные звуки.

Уточнение изолированного звука.

Закрепление и автоматизация звука в слогах, словах, во фразовой речи.

Дифференциация звука в слогах, словах, во фразовой речи.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ:СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, И ВОСПРИЯТИЯ

1. «На чем я играю?»; «Что я делаю за ширмой»;

«Кто позвал?»; «Фонематическая зарядка»

2. «Узнай по голосу»; «Громко – тихо»;

«Кто как кричит?»; «Позовем животных»;

«Закончи предложение»

3. «Кто придумает больше слов?»; «Цепочка слов»;

«Эхо», «Зоопарк»; «Что изменилось?»;

«Придумай рифму»; «Наоборот».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Дыхание

Упражнение №1 "Насос"

Задача: Научиться формировать максимальный выдох. Воспитание особого ритма дыхания.

Исполнение: Исходное положение - основная стойка.

Вдох глубокий, полный на счет "раз", выдох активный, максимальный на счет от "одного до десяти". Соотношение вдоха и выдоха 1:10, 1:15. и т. д. Упражнение можно усложнить, включая динамическое действие (ходьба на месте, медленный бег).

Упражнение №2 "Самолет"

Задача: Активизация дыхательной функции в нижней части грудной клетки и диафрагме. Регуляция движения межреберных мышц при "вдохе" и "выдохе".

Исполнение: И. П. - основная стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе наклонить корпус вперед до горизонтального положения, руки разводим в стороны до ощущения сближения лопаток, спина прямая. Выдох фиксируем, при этом мысленно считаем до 10, усложняем до15.

Упражнение №3 "Лучина"

Задача: Тренировка медленного ровного выдоха.

Исполнение: Представьте, что в руках у вас "тлеющая лучинка", необходимо поддержать ее тление. Сильным выдохом можно заставить ее "вспыхнуть", слабым - "погасить". Лучинка должна "тлеть"!

Исходное положение - основная стойка. Левая ладонь на диафрагме, в правой руке - воображаемая "лучинка". Выдох ровный, медленный, полный. Левая ладонь, находящаяся на диафрагме, должна погрузиться, "вдаваться" вместе с движением мышцы. Повторить упражнение 4-6 раз.

Упражнение №4 "Шар"

Задача: Тренировка сильного выдоха.

Исполнение: Представьте, что вам необходимо надуть воздушный шар. Исходное положение - основная стойка. Левую ладонь положить на диафрагму. Правую ладонь собрать в кулак. Это и будет воображаемый шар. Сделайте вдох. Задержите на минутку дыхание. А теперь выдыхайте интенсивно и мощно. Еще вдох, и снова - выдох. Левая ладонь должна чувствовать движение диафрагмы и мышц живота. Повторить 4-6 раз.

Упражнение №5 "Ванька - встанька"

Задача: Тренировка брюшных мышц и диафрагмы. Упражнение выполняется в движении.

Исполнение: Исходное положение - основная стойка. Руки на пояснице, большими пальцами вперед. Спина прямая. Следим за осанкой. Упражнение выполняется с произнесением звукосочетаний на выдохе.

Представьте, что вы игрушка, деревянный человечек, которого наклоняют, а он вновь возвращается в первоначальное положение. "Вдох" через нос. Наклон вперед, под углом 45°. При этом делаем выдох с произнесением звукосочетания "у-ффф", в этот момент произойдет рефлекторно втягивание живота. При возвращении в исходное положение опять же рефлекторно происходит вдох, при котором живот выдвигается вперед. Повторяем 4-6 раз. Сначала упражнение выполняется медленно, потом активнее, энергичнее.

Упражнение №6 "Гордая красавица"

Задача: Формирование правильной осанки.

Исполнение: Голова прямо, подбородок подтянут. Поза естественная, ненапряженная. Упражнение выполняется в положении стоя, при этом отрабатывается статическое дыхание. Контроль за осанкой, как первый этап

Упражнение №7 "Вдох - выдох"

Задача: Воспитание навыков, необходимых для правильного голосоведения.

Исполнение: Исходное положение - основная стойка. Вдох через нос, глубокий и полный; выдох через рот. Контролируем длину выдоха. Выдох должен увеличиваться в зависимости от индивидуальных данных. Следим за осанкой.

Упражнение №8 "Уставшая балерина"

Задача: Формирование продолжительного выдоха.

Исполнение: Упражнение выполняется сидя на стуле. Спина прямая, руки на коленях, колени слегка разведены, стопы опираются о пол. Вдох, положить руки на бедра, а ноги, одновременно с действием рук, поставить на носки. Выдох фиксированный. Медленно считаем "про себя" до пяти - десяти, при этом ноги медленно опускаются на всю ступню, а руки ложатся на колени. На первом занятии упражнение выполняется не более 4-х раз, по мере освоения доводим количество исполнения до 10-12 раз.

Упражнение №9 "Пульверизатор"

Задача: Формирование продолжительного экспрессивного выдоха. Исполнение: Исходное положение - основная стойка. Вдох через нос. Выдох через ротовую полость с произношением звукосочетания ("Пф! Пф! Пф!") с силой, но медленно сжимаем в руке воображаемую "грушу" пульверизатора, сопровождаем движение руки звукоподражательным звукосочетанием. Для усложнения упражнения изменяем темпо-ритм.

Упражнение №10 "Звукоимитатор"

Задача: Формирование длинного продолжительного выдоха.

Исполнение: Исходное положение - основная стойка. Спина прямая. Упражнение комплексного типа. Вспоминаем звуки природы и пробуем воспроизвести.

Свист ветра: с-с-с-с-с-с.

Шум леса: ш-ш-ш-ш-ш. ,

Звон комара: з-з-з-з-з-з-з.

Жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж.

Вдох через нос. глубокий и полный, до ощущения напряжения 8 области диафрагмы и нижних ребер грудной клетки. Выдох с произнесением звуков. Включение активных эмоциональных проявлений обязательно. Выполняем по 3-4 раза каждый вид звукоподражательного звучания.

Голос

Упражнение № 1

Задача: Тренировка мышц мягкого неба.

Исполнение: Упражнение выполняется сидя на стуле. Спина прямая. Осанка правильная. Мышцы шеи и плечевого пояса расслаблены. Произносим медленно 10-12 раз согласные "К" и "Г". Воспроизводим мышцами глотки без звука также 10-12 раз гласные "Э" и "О".

Упражнение №2

Задача: Тренировка мышц глотки.

Исполнение: Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Произнести мысленно, без подключения звука гласные А, О, Э, четко артикулируя и стараясь широко раскрыть зев.

Наклонить голову влево, а потом вправо, продолжая повторять гласные, не подключая звука.

То же с наклоном головы вниз.

Те же действия с наклоном головы назад, как бы запрокидывая ее.

Упражнение№3 "Полоскание"

Задача: Тренировка мышц мягкого неба и глотки.

Исполнение: Упражнение выполняется сидя на стуле. Вспомните, как полощется горло при ангине. Постарайтесь точно воспроизвести эти мышечные движения, полоша горло воздухом на выдохе. Усложняем упражнение, подключая впоследствии звуки "А", "М", "Мь".

Упражнение №4 "Птичий двор" (комплексное)

Задача: Тренировка опоры дыхания, губ, языка. Звучание голоса в различных тонах.

Исполнение: Основная стойка или сидя на стуле. Спина прямая. Следим за осанкой. Вдохнули. Начинаем звуковедение. Рефлекторно работают все части голосоречевого аппарата. Призывно:

Уть-уть-уть-уть-уть.

Тега-тега-тега-тега-тега.

Петь-петь-петь-петь-петь.

Кис- Кис- Кис- Кис…

Упражнение №5

Стихотворение «Разные звуки» Э. Найт

ГИМНАСТИКА ГУБ

Упражнение №1

Исходное положение; рот приоткрыт, челюсть опущена. Верхняя губа, закрывающая верхние зубы, сильно натягивается на них так, чтобы край верхней губы загибался внутрь рта. Затем верхняя губа растягивается в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы и возвращается в естественное положение. Все внимание говорящего должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

Упражнение №2

Исходное положение то же. Нижняя губа, закрывающая нижние зубы, крепко натягивается на них так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержавшись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и потом возвращается в исходное положение.

Упражнения выполняются с зеркалом, с помощью которого контролируется точность исполнения действий. Каждое упражнение выполняется не менее 10 раз.

ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

Упражнение №1

Язык располагается между зубами, он расслаблен и свободен. Края языка касаются уголков рта, кончик лежит на нижней губе, зубы при этом обнажаются. Необходимо сделать форму языка как можно тоньше, добиваясь того, чтобы он принял лопатообразную форму.

Упражнение №2

Рот широко открыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка поднимается к корням верхних зубов, потом опускается в исходное положение.

Упражнение №3

Рот полуоткрыт. Язык высовывается наружу лопатообразно, т. е. своими боковыми краями касается углов рта. Потом возвращается в первоначальное положение.

Упражнение №4

Поочередно высовывать язык то "лопатой", то "жалом".

Упражнение №5

Жалообразный язык загнут вверх, пытается дотянуться до кончика носа (язык при этом максимально вытягивается наружу, опускается вниз к подбородку, загибается влево, а затем вправо.

Упражнение №6

При раскрытых челюстях острие "жала" плотно прижимается к альвеолам (бугорки над верхней и под нижними передними зубами) то верхних то нижних зубов.

Упражнения для гимнастики языка выполняются с зеркалом не менее 10-12 раз.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ:ПОДВИЖНОСТИ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Упражнение №1

Нижняя челюсть опускается и затем возвращается в свое обычное положение. Движение делается медленно, язык лежит на дне ротовой полости, губы мягкие, пассивные. Повторить 6-8 раз.

Упражнение №2

Движение челюсти вправо, возвращение в естественное положение, затем влево. Повторить 4-6 раз.

Упражнение №3

Медленным движением опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося несколько раз сочетание "ма", затем поднять голову и произнести это же сочетание свободно. Повторить 4-6 раз.

Упражнение №4

Медленным движением, поворачивая голову, доставать подбородком то правое, то левое плечо, произнося при этом "гай" (и на "и" коснуться плеча, "кай", "лай", "пай" и т. д. повторить 4-5 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гласные буквы

«У», «Ю»

При произношении звука /у/ губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята, при произнесении буквы "ю" /йу/ передняя часть языка поднимается больше, чем при /у/.

Утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, Южа.

«Э», «Е»

При произнесении звука /э/ рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимается вверх и вперед, касается коренных зубов.

Гласная буква е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук /э/.

Эхо, этот, экстра, эпос, эра, экстренный, этаж, эстамп, ель, ел, енот, Елена, Ева.

«И», «Ы»

При произнесении звука /и/ рот раскрыт на ширину мизинца, губь растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к небу.

При произнесении звука /ы/ язык отодвигается назад больше, чем при /и/.

Ива, ил, пир, пика, кит, лист, цирк, тыл, сын, сыр, был, мыл, дым, бык, тыл.

«О», «Ё».

При произнесении звука /о/ губы вытянуты вперед и имеют более округлую форму, чем при /у/, язык не касается зубов, спинка языка приподнята кверху. Гласный /ё/ произносится с большей длительностью и напряжением, чем /о/.

Осы, ось, окна, окунь, озеро, обруч, елка. ежик, емкость.

«А», «Я».

При произнесении звука /а/ рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два мальца, положенные один на другой.

Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних зубов. При произнесении звука /я/ кончик языка значительно выдвинут вперед и упирается в нижние зубы.

Акт, атака, якорь, аист. Анна мак, яма. яр, якорь, ягода, ясли, як, яд, ящик. яйцо.

Таблица гласных

И, Э, А, О, У, Ы, Е, Я, Ё, Ю

Читаем в этой последовательности несколько раз, не напрягая силы голоса.

Упражнения: «Часики» (языком) «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка – иголочка».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Согласные звуки

п-б, т-д, к-г, в-ф - взрывные, парные, звонкие и глухие;

м, н, л - сонорные

р - вибрант

с, з, ш, ж - свистящие, шипящие

ч, п, щ - аффрикаты, сложные согласные

Звонкие: л м и п р б в г д ж з

Глухие: п ф к т с х ц ч ш щ

Твердые: б п в ф г к д т з с х л м н р ж ш ц

Мягкие: б' п' ф' г' к' д' т' з' х' л' м' н' р' ч' ш'

«Б», «Б'», «П», «П'»

Звуки /б/ и /п/ - парные, взрывные, губные.

Звук /п/ - глухой (произносится без голоса,

Звук /б/ - звонкий (с голосом.)

При произнесении звуков /б/ и /п/ губы плотно сомкнуты и раскрываются по горизонтальной линии от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается, а язык лежит плашмя. При артикуляции мягких /б'/ и /п'/ спинка языка приподнимается к твердому небу.

1. би, бэ, ба, бо, бу. бы. бе, бя, бе, бю.

2. пи, пэ, па, по, пу, пы, пя, пё. пю, пе.

3. би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу, бы-бы. бе-бе, бя-бя, бё-бё, бю-бю.

4. би-би-би; бэ-бэ-бэ. ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя. бё'-бё-бё, бю-бю-бю.

5. би-би-би-би, ба-ба-ба-ба, бэ-бэ-бэ-бэ и т. д.

6. бип, бэп, бап. боп, бып, бел. бяп, бёп, бюп.

7. би-бип, бэ-бэп, ба-бап, и т. д.

8. Би-би-бип, бэ-бап, ба-бап и т. д.

9. би-би-би-бип, ба-ба-бап, бэ-бэ-бэп бо-бо-боп. и т. д.

10. би-би-би-бип. бэ-бэ-бэ-бэп и т. д.

Аналогичные схемы для звука/п/

«Т», «Т'», «Д», «Д'»

Согласные звуки /т/ и /д/ - парные, глухой и звонкий, взрывные. При произнесении /т/ и /д/ кончик языка крепко прижимается к передним верхним зубам, боковые края языка касаются верхних зубов, выдыхаемая струя воздуха прорывается сквозь образующийся затвор. При произнесении звуков /т'/ и /д'/ спинка языка поднимается к твердому небу.

1. ти, тэ, та, то, ту: те, тя, те, тю.

2. ди, да, да, до, ду, де, дя, дё, дю.

3. ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты, те-те. тя-тя, тё-тё, тю-тю.

4. ти-ти-ти? тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту и т. д.

5. ти-ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ-тэ, та-та-та-та, то-то-то-то, ту-ту-ту-ту и т. д.

6. тид, тэд, тад, туя, тод, тыд, тед, тяд.

7. дат, дэт, дат, дот, дут, дет, дят.

8. ди-дит, дэ-дэт: да-дат, до-дот, ду-дут, де-дет, дя-дят.

9. ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут5 де-де-дет, дя-дя-дят.

10. дитти, дэтта, датта, дотто, дутту, дытты, дегте, дяття, дёттё.

11. тиддй, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды, тедде, тяддя, тёддё, тюддю.

«К», «К'», «Г», «Г'», «Х»

При произнесении парных взрывных согласных /к/ и /г/ задняя часть языка крепко прижимается к задней части твердого неба, закрывая горло, кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Сам же звук получается при выдыхании воздуха, отрывающего спинку языка от неба при произнесении звука /к/, при произнесении звука /г/ - подключается голос. При произнесении мягких согласных /к'/ и /г'/ спинка языка выше поднимается к твердому небу. кончик языка лежит ближе к нижним зубам.

При произнесении /х/ глухого согласного спинка языка приподнимается к мягкому небу, но не касается его, звук произносится слабо, без нажима.

1. ки, кэ, ко, ку, кы, ке, кя, кё, кю.

2. ги, гэ, га, го, гу, гы, ге, гя, гё, по.

3. 3 ги-ги, гэ-гэ, га-га, го-го, гу-гу, гы-гы, ге-ге, гя-гя. гё-гё, гю-гю.

4. ги-ги-ги, гэ-гэ-гэ, га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу.

5. ги-ги-ги-ги. гэ-гэ-гэ-гэ. га-га-га-га, го-го-го-го, гу-гу-гу-гу.

6. гик, гэк, гок, гук, гык, гек, гяк, гёк, гюк.

7. ги-гик, гэ-гэк, га-гак, го-гок, гу-гук. гы-гык.

8. ги-ги-гик, гэ-гэ-гэк, га-га-гак.

9. хик, хэк. хак, хок, хук, хык, хек.

10. гих, гэх, гах, гох, гух, гых…

«Ф», «Ф'», «В», «В'»

При произнесении звуков /ф/ и /в/ нижняя губа должна касаться передних верхних зубов; верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь шель между зубами и губой и воспроизводит звуки /ф/ и /в/.

При произнесении согласных /ф'/ и /в'/ спинка языка поднимается к твердому небу. Голосовые связки на звонких /в/, /в'/ сомкнуты и вибрируют, на глухих /ф/, /ф'/ не работают.

1. фи, фэ, фа, фо. фу, фы, фе, фя, фё, фю.

2. ви, вэ, ва, во. ву. вы, ве, вя, вё. вю.

3. ви-ви, вэ-вэ, ва-ва, во-во.

4. ви-ви-ви, вэ-вэ-вэ, ва-ва-ва, во-во-во.

5. ви-ви-ви-ви, вэ-вэ-вз-вэ. ва-ва-ва-ва, во-во-во-во.

6. виф, вэф, ваф, воф, вуф, выф, вяф, вёф, вюф.

7. ви-виф, вэ-вэф. ва-ваф, во-воф, ву-вуф.

8. ви-ви-виф, вэ-вэ-взф. ва-ва-ваф, во-во-воф, ву-ву-вуф.

9. ви-ви-ви-виф, вэ-вэ-вэ-вэф. ва-ва-ва-ваф, во-во-во-воф, ву-ву-ву-вуф.

10. фиффи. вэффе, ваффа, воффо.

11. фивви, фэввэ, фавве,фовво.

«М», «М'», «Н», «Н'», «Л», «Л'», «Р», «Р'»

При произнесении звука /м/, /м’/ трубы сомкнуты, мягкое небо опущено и воздух выходит через нос, разрывая преграду. Голосовые связки вибрируют.

При произнесении звука /н/, /н'/ кончик языка упирается в верхние передние зубы, как при звуках /д/ и /т/, зубы открыты, выдыхаемый воздух выходит через нос, небная занавеска опушена. Связки вибрируют.

1. ми, мэ. ма, мо, му, мы, ме, мя, мю, ни, нэ, но, ну, ны, не, ня, ню.

2. мими-мимми, мэмэ-мэммэ, мама-мама, момо-моммо, муму-мумму, мымы-мыммы. меме-мемме, мямя-мяммя, мёмё-мёммё, мюмю-мгоммю.

3. нини-нинни, нэнэ-нэннэ, нана-нанна, ноно-нонно. нуну-нунну.

4. мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.

5. мимимимь. мэмэмэмь, мамамамь, момомомь, мумумумь, мымымымь.

6. нининин, нэнэнэн, нананан, нононон, нунунун, нынынын.

7. нинининь. нененень, нянянянъ, нёнёнёнь, нюнюнюнь.

Звук /л/ труден для произношения, и дефекты в речи встречаются довольно часто.

Для произношения звука /л/ кончик языка прижимается к верхним передним зубам, зубы обнажены, небная занавеска поднята, связки вибрируют. При произношении смягченного /л'/ кончик и часть языка прижимаются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого неба.

1. ли-ла-ла-ло-лу-лы, ле-ля-лё-лю.

2. ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло.

3. ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло.

4. ли-ли-ли-лилл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ла-ла-ла-лалл, ло-ло-ло-лолл.

5. гли-глэ, гла-гло-глу-глы. гле-гля-глё-глю.

6. дли-тли-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.

«Р», «Р'»

Это самый трудный звук в устной речи и поэтому особенно часто подвергается разнообразным искажениям.

При произнесении звука /р/ кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от неба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого небе. Края языка прижаты к боковым зубам.

При произнесении мягкого /р'/ вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества колебаний, чем при /р/, следовательно, и более сильной струи воздуха.

1. ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре. ря, рё, рю.

2. ри-ри, рз-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-рс? ря-ря; рё-рё, рю-рю.

3. ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр7 ро-ро-рорр.

4. ри-ри-рирь, ре-ре-рерь, ря-ря-рярь, рё-рё-рёрь, рю-рю-рюрь.

5. ририр-рирри, рэрэ-рзррэ, рара-рарра, роро-рорр.

«С», «С'», «З», «З'»

Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. При произношении звуков /с/ - /с'/, /з/ - /з'/ зубы полураскрыты, между зубами небольшая щель 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посредине языка в передней его части образуется небольшой желобок, при произношении звука /з/ - /з'/ голосовые связки сближены и вибрируют, а звук /с/ - /с'/ произносится без голоса, /с/ - глухой, /з/ - звонкий согласный.

1. си. сэ, са, со, су, сы, се. ся, сё, сю.

2. эй. зз, за, зо, зу. зы, зе, зя, зё, зю.

3. си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы.

4. зи-зи, зэ-зэ, за-за. зо-зо; зу-зу, зы-зы.

5. си-сис, сэ-сэм, са-сас, со-соз, с-суз.

6. сиззи, сэззэ. сазза. соззо, суззу, сыззы.

7. зисси, зэссэ. засса, зоссо, зуссу, зыссы.

8. cmи стэ, ста, сто, сту, сты, сте.

9. зди, здэ, зда, зду, здо, зли, зде, зля.

10. сти-зди, сто-здо, ста-зда, стэ-здэ.

«Ш», «Ж»

При произнесении твердых согласных /ш/ и /ж/ губы раскрыты, между зубами расстояние 1-2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части неба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого неба, боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке мягкую впадину. При произнесении глухого /ш/ голосовые связки не работают, в то время как при звуке /ж/ работают не только голосовые связки, но и вибрирует кончик языка. Примечание: при тренировке звуков /ш/ и /ж/ йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые).

1. шэ, ша, шо, шу. шы.

2. жэ, жа, жо. жу, жы.

3. шэ-шэ, ша-ша, шо-шо. шу-шу, шы-шы.

4. шз-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.

5. шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.

6. жэшшэ, жашша, жошшо, жуташу, жышшы.

7. шэ-сэ, ша-са, шэ-сэ, шу-су, шы-сьт.

8. жэ-зэ, жа-за, жэ-зэ, жу-зу, жы-зы.

9. жни, жнэ, жна. жну, жно, жня, жню.

10. шни, шне, шня, шнё, шню, шни.

11. жди, жде; ждя, ждё, ждю, жди, шти: ште, штя, ште', штю, шти.

«Ч'», «Ш'», «Ц».

При произнесении звука /ч'/ язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при /ж/. Звук произносится мягко, как сочетание /тышь/ произносимое слитно.

При произнесении звука /ш'/ слышится мягкое и протяжное звучание /шьшь/.

1. чи-че-чя-чё-чу.

2. ши-ше, шя, шё-шу

3. чи-чи, че-че, чя-чя. че'-чё, чю-чю.

4. чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

5. чищи, чаще, чящя, чаще, чющю.

При произнесении звука /ц/ язык, прижатый на мгновение к альвеолам передних зубов, как при /т/, быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка между зубами, как при звуке /с/. Аффриката ц состоит из сочетания тс и произносится очень быстро, слитно и твердо.

1. цэ-ца-цо-цу-цы.

2. цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу, цы-цы.

3. цэ-цэ-пэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.

. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА

1. Через связь с образом.

Песенка водички, комарика, сердитых гусей, жука, змеи, паровоза, индюка, самолета.

2. Рассказ воспитателя.

Мама ушла в магазин, Вова остался один дома. Он пошел на кухню и услышал: «кап-кап!» Это капала вода из крана. Вова повернул кран, но вода полилась сильнее, с шумом: «С-с-с». (Как полилась вода) Вова закрыл кран и т. д.

3. Сказка о веселом язычке.

Сидел язычок в домике, открыл дверку и услышал песенку водички: «С-с-с». Захотел он научиться петь песенку. Он опустил хвостик вниз, выгнул спинку, пустил холодный ветерок и запел: «С-с-с». Давайте и мы споем.

4. Через игры.

«У колонки»

Поработать мы хотим, мы к колонке побежим, воды в ведрах принесем и цветочки польем. Ведра Коля подставляет, Петя весело качает: «с-с-с-с».

«Злой комар»

Тихо-тихо Зоя спит, а вот злой комар летит. Зою будет он кусать и не даст он Зое спать. Мы погоним комара: «Улетай со двора». Злой комар от нас летит, улетает и гудит: «З-з-з».

«Синица»

Дети говорят: «Синица, синица, веселая птица. Где ты была, где ты жила?»

Ребенок – Синица вылетает в круг, цокает ц-ц-ц: «я сидела по кустам, я летала по садам –ц-ц»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА 1. в слогах а).открытый слог

Са-са-са вот летит оса,

Сы-сы-сы не боимся мы осы.

За-за-за здесь привязана коза,

Зу-зу-зу отвязали мы козу.

б) закрытый слог

От дождя спасает, а сам намокает. (Зонт)

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало (Жарко).

в) в сочетании с согласными

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

2. в словах (показ игрушек, игры, загадывание загадок, чтение стихотворений)

В воде купался, а сухим остался. (Гусь)

Игры: «Что изменилось», «Чего не стало?», «Волшебная шкатулка», «Кто у кого?», «Подбери похожее слово».

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

3. во фразовой речи (чтение книг, стихотворений, рассматривание картин, пословиц).

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везет Сеня Соню на санках.

Рассказ Н. Сладкова «Совенок».

Резиновую Зину купили в магазине…

Зайку бросила хозяйка…

Рассказ Иванова «Зайка – незнайка».

Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.

Кто меня боится, тем не дам водицы.

Рассказ А. Толстого «Еж»

Юдин «Жадная жаба».

Осеева «Печенье»

А. Толстой «Была белка в лесу»

Чирков «Что натворила «Р»» и т. д.

Дифференциация звука в слогах, словах,во фразовой речи. Изолированный звук

Игры: «Повтори за мной», «Будь внимательный», «Чья это песенка?»,«Эхо»,«Скажи,как я».

Дифференциация звука в слогах

Си-зи-си в водоеме караси.

Зи-зи-зи обезьянку привези.

Си-си-си куклу Таню принеси.

Дифференцирование звука в словах

Игры: «Повтори за мной», «Эхо», «В зоопарке»

И шалить без передышки.

Целый день смогли (мартышки)

Как на беленький ледок

Выпал беленький (снежок)

Загадки, пословицы, скороговорки.

Дифференциация в речи

Рассказ Максакова «Цыпленок Цып»

Игра «Мышеловка»

Стихотворение «Жадина» Аким.

Рассказ «Жора и жаба»

Рассказ «Сеня и щука» Тургенев.

Сладков «Синички», «Воробей».

Публикации по теме:

Презентация «Организация работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения» С ранних лет мы учим детей правильно себя вести на улице, в транспорте. Это вопрос их безопасности и культуры поведения. Но как сделать.

Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Вступительное слово:Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические.

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей 3–5 лет Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Конспект НОД «В гости к кукле Маше» по формированию звуковой культуры речи во второй младшей группе Конспект НОД «В гости к кукле Маше» по формированию звуковой культуры речи во II младшей группе. Задачи: • Упражнять в правильном и отчетливом.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры» МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов».

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста». Слайд.

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Сапронова Татьяна Анатольевна Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе,.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольникаВоспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в младшей группе «Звук [У]» Программное содержание Цель: закрепить с детьми чёткость артикуляции звука "У". Задачи: • Побуждать детей произносить звуки с разной.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Звук [у]». Младшая группа Цель: -упражнять детей в четкой артикуляции звука [у] (изолированного, в звукосочетаниях); -отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2018 в 21:37
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...