катерина емельянова
Организация работы по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Организация работы по речевому развитию детей средней группы. "
Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.
Публикация «Организация работы по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.
Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:
1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.
2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.
3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.
4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природныь ьатериалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста,разучивание стихотворения и т. п.
Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.
В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Так нашим частым гостем стал Хрюша (из передачи «Спокойной ночи, малыши»).
Например: в утренний отрезок времени Хрюша приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели,что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуайии: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки","Для чего нам нужна мебель? "и т. п.
В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.
Перед мытьем рук Хрюша загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; Хрюша проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. Хрюша подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).
Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень ллюбили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).
После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания : «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», Что звучит?». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей : придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.
2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме. В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решаетсся несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме"Одежда" предполагает решение нескольких задач.
1. Обобщить знания детей о предметах повседневной и праздничной одежды.
2. Активизировать словарь детей за счёт слов,обозначающихназвания предметов одежды, их назначение, частей,материала. способов обращения с предметами одежды.
3. Развивать умение составлять описательный рассказ о предметах одежды.
4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже. Например: Хрюша прдлагает детям отправиться в путешествие с семьёй (папа, мама, я) в гости к бабушке и дедушке". Даю задание детям, собрать чемоданы с одеждой для каждого члена семьи, выбрать женские, мужские и детские предметы одежды. Помочь купить подарки для дедушки и бабушке.
Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку»,«Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Хрюше, объясни ему, научи Хрюшу, докажи ему, что твоя отгадка правильная». Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).
3. Ситуация общения-специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовнии освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например : "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например: "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.