Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.
Публикация «Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.
4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения.
данная работа включала два направления:
1) Работа с детьми
2) Работа с родителями
Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира», расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.
Совместно с детьми, в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок».
На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем»,игра «Свободное место»,игра «Испорченный телефон», игра «Ручеек». Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка», «Скульпторы». Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их скованности.
Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.
В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение».
Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями, мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:
- гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно
влияющие на взаимоотношения детей;
- гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом
воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями. Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями :
• Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».
• Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»
• Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»
• Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья».
Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми :
- приглашение родителей на открытые занятия
- привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;
- вовлечение родителей в детско-родительские проекты «Моя родословная»
В ходе работы можно было отметить, что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями, посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме, их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми. Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей, спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми, и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.