МААМ-картинки

Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ

Валентина Ляленкова
Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ

«Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ»

Ляленкова Валентина Викторовна –

старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.

Публикация «Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда, а особенно, детей дошкольного возраста. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволило сделать шаг навстречу детям с ОВЗ.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование.

Деятельность руководителя по обеспечению коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ

• Обеспечение положительного психологического климата в ДОУ;

• Достаточный уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;

• Наличие специальных коррекционно-педагогических программ;

• Материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ;

• Система оценки результатов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и система стимулирования труда.

При устройстве ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение оформляются следующие документы:

1. Заявление родителей с учетом рекомендаций ПМПК, с указанием программы, режима посещения ребенком ДОУ.

2. Договор об образовании по адаптированной программе для детей определенной категории.

3. Соглашение между МБДОУ и родителями воспитанника о том, кто может приводить ребенка и забирать его из детского сада (приложение к договору).

4. Должностная инструкция ассистента или помощника в лице родителя.

5. Согласие на обработку персональных данных.

В течение 5дней заполняется информация по определенной форме о поступлении ребенка в ДОУ и отправляется в центральную ПМПК, которая выдавала заключение.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная и личностная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Поэтому необходима методическая работа или методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Цель методической работы : Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.

Задачи:

• способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию.

• совершенствование умений проектировать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, т. е. разрабатывать адаптированные образовательные программы.

• трансляция педагогического опыта работы по организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ :

• личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;

• гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;

• знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка;

• владение современными педагогическими технологиями;

• владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.

Профессионально-личностные умения педагога,

работающего с детьми с ОВЗ :

Умение наблюдать;

Креативность, творческий подход к решению проблем;

Умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ

• Признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения;

• Направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;

• Осознание своей ответственности как носителя культуры для детей с ОВЗ;

• Понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат.

В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена система сопровождения педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ.

Модель методического сопровождения педагогов

МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка», работающих с детьми с ОВЗ

Работа проводится по нескольким направлениям:

1. Информационное направление – предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям :

- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;

- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;

- подбор учебно - методического комплекта и пособий;

- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- организация работы ПМПк;

- изучение современных педагогических технологий :

- обучение на курсах повышения квалификации.

Наш детский сад более углубленно работать в форме инклюзивного образования начал с 2016 года. В детском саду воспитывалась ребенок - даун, который была обследована в областной ПМПК, где были даны рекомендации для его дальнейшего обучения. В настоящее время в детский сад пришел ребенок с ЗПР, обследованный ПМПК. Есть также ребенок, требующий обследования.

Перед нами встал вопрос изучить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного образования без их адаптации.

Педагоги прослушали вебинар по инклюзивному образованию. Учитель – логопед прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

Одной из наиболее трудных задач педагогов при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для той или иной категории детей с ОВЗ. Были определены педагоги для работы с таким ребенком, создана рабочая группа по разработке адаптированных программ, которая изучала нормативные документы по данной проблеме, примерные адаптированные программы. В детском саду была организована работа ПМПк (психолого - медико-педагогического консилиума).

В результате педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения разработал и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:

- адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития,

- рабочую программу воспитателя для детей 3-4 лет с ЗПР;

- программу индивидуального развития ребенка с тяжелым нарушением речи.

2. Консультационное направление: проведение консультаций, семинаров – практикумов, деловых игр.

В 2016 году наши педагоги приняли участие в онлайн-семинаре по теме «Инклюзивное образование сегодня: от теории к практике».

Я, как старший воспитатель, подготовила и провела с педагогами консультацию «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Как написать характеристику ребенка с ОВЗ». Учитель-логопед консультировала педагогов по проблеме развития речи «Игры и игрушки для развития речи детей»;

Проведен семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», деловая игра «Инклюзивное образование».

Организуются также консультации по запросу педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»

3. Диагностическое направление - выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ :

- подготовка педагогов к выступлению на ПМПк детского сада;

- помощь в написании характеристики ребенка с ОВЗ для ПМПК.

- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;

4. Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности:

- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», релаксационных упражнений;

- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», «Мозговой штурм» и т. д. ;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;

-индивидуальные консультации по запросу.

5. Коррекционное направление - внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок:

- проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ»;

- организация наставничества;

- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.

К сожалению, у нас нет педагога-психолога, иногда приглашаем специалистов из школы.

В процессе работы были определены требования к обучению детей с ОВЗ:

1. Воздействие на все органы чувств ребенка;

2. Использование разнообразных видов деятельности;

3. Обращение к опыту ребенка;

4. Комфортные условия для ребенка;

5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. Задания должны даваться малыми дозами;

7. Обучение в игре;

8. Уважение к личности ребенка.

6. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов.

Проведен педагогический совет по теме «Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки личностного и жизненного самоопределения воспитанников». Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников выступили Андриянова Г. И. воспитатель старшей группы, Осипова Е. В. – воспитатель подготовительной группы, Шестакова С. Н. – воспитатель средней группы. Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников с речевыми нарушениями» выступила учитель-логопед Виноградова С. В.

Для педагогов было проведено открытое занятие по ознакомлению с окружающим с ребенком с ОВЗ. Мастер-класс провела Шестакова С. Н.

Мастер-класс по коррекции речевых нарушений у детей провела учитель-логопед Виноградова С. В.

На базе нашего ДОУ было проведено районное методическое объединение по теме «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». Открытое занятие с детьми, имеющими нарушение речи, провела учитель-логопед Виноградова С. В., а также подготовила выступление по теме «Особенности индивидуальной работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ».

Перспективы на будущее:

Инклюзивное образование - направление новое. Мы еще в начале пути, но работа уже идет.

- организация серии открытых занятий специалистов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ;

- совершенствование работы педагогов по самообразованию (индивидуальный образовательный маршрут);

- включение в работу с детьми с ОВЗ педагога-психолога и учителя-дефектолога;

- повышение квалификации по инклюзивному образованию педагогов, работающих в этой сфере (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.

Организация логопедической работы для учащихся с ОВЗ В последнее время наблюдается рост различных отклонений развития, в частности задержка психического развития (ЗПР, которая проявляется,.

Организация работы в период летнего отдыха детей дошкольного возраста Организация работы в ДОУ «Ах, лето!» Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности 1. Психопрофилактическая работа * Создание условий для полноценного психического.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению с детьми ОВЗ 1. Формирование правильного звукопроизношения. - развивать подвижность артикуляционного аппарата. -постановка и коррекция звуков: группа.

Планирование работы с детьми с ОВЗ по лексической теме «Домашние животные» Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья). Задачи: • Формировать понятие «домашние.

Презентация «Организация работы для детей с ОВЗ» В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 31 марта 2019 в 13:33
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД