Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края

Елена Дмитриева
Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края

Для чего людям знать историю своего города, региона, государства? Этот вопрос задается в наше время достаточно часто. История - это память любой области культуры, каждого народа, всего человечества. Как история жизни каждого отдельного человека реализуется в особенностях его личности (в его знаниях, умениях, чертах характера, так и история всего человечества воплощена во всех достижениях современности.

Изучение родного края – одно из направлений патриотического воспитания дошкольников. Необходимость развития интереса дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества. Интерес детей к малой и большой Родине может проявляться только при наличии у них краеведческих знаний. Знания ребенка о месте, в котором родился и живет, о людях, окружающих его, в том числе, о своих близких, и об известных уважаемых в обществе людях; их традициях, знания о природе пробуждает любознательность и формирует стойкий интерес к познанию малой и большой Родины.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления об окружающем, этические представления, появляются патриотические чувства.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольногообразования ставятся следующие цели патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. При этом в стандарте подчеркивается необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

К старшему дошкольному возрасту дети уже обладают определенными знаниями, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У детей появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Педагоги, связавшие свою профессиональную деятельность с воспитанием дошкольников, называют этот возраст «благодатной почвой» для систематической и последовательной работы по формированию интереса к истории и культуре Родного края.

Педагоги детского сада № 345 успешно решают задачи по ознакомлению детей с историей и культурой родного города Омска, развивая у них самые трепетные чувства, вызывая самые яркие впечатления о городе, в котором они родились и выросли.

В целях формирования у старших дошкольников интереса к истории и культуре Родного края, творческой группой образовательного учреждения была разработана программа по краеведению «Юные патриоты». На этапе проектирования были проведены педагогические диагностики, анкетирование родителей, беседы с детьми,из чего были сделаны следующие выводы:

- у 7% детей старшего дошкольного возраста, посещающих образовательное учреждение, были отмечены слабые знания о родственных и семейных отношениях, об особенностях профессиональной деятельности родителей;

- у 15 % детей обнаружены недостаточные знания о малой Родине; о культурном наследии Омского Прииртышья, жизни и быта народа, с присущими ему нравственными ценностями, традициями.

Анализ результатов привел к заключению о том, что наряду с положительными результатами в работе по воспитанию любви к природе родного края, выявилась недостаточность и бессистемность в ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием, жизнью и бытом народа Омского Прииртышья.

Целью нашей работы мы определили: воспитание любви к родному краю, малой родине.

Для достижения поставленной цели определили ряд задач:

1. формировать интерес к изучению истории и культуры родного края через обогащение знаний о «малой родине» (истории, культуре и природе родного края);

2. воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.

Сейчас наше учреждение находится на первом, подготовительном этапе работы по реализации программы. Сначала мы изучали опыт работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях города Омска, Омской области, других регионов России. Творческой группой педагогов было разработано перспективное планирование образовательной деятельности по краеведению. Приобретены учебно-методические комплекты программы «Омское Прииртышье».

Познавательная деятельность детей активизируется созданием в группе микросреды - уголка краеведения,в котором каждому ребенку предоставляется возможность действовать: рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, побуждение интереса детей к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды,а именно:

- собраны картотеки подвижных игр, пословиц и загадок русского народа.

- разработаны фонды заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности;

- краеведческие знания интегрируются: в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной); в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются газеты о малой родине, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях).

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка, необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада. Так, нами были определены основные формы работы с родителями,способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.

В стенах нашего детского сада создан мини-музей, организаторами которого являются воспитатели Хасанова Г. А. и Горшовская Е. П.: составлена экспозиция русского быта, в которой собраны предметы старины и быта. В восточном углу висит икона, убранная расшитым рушником, тканые коврики на полу, прялка,полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки. В углу – макет русской печи, у которой стоят рогачи, кочерга. Здесь же имеется и подборка русских народных инструментов,это: деревянные ложки, трещётки, свистульки, металлофоны, коробочки, колокольчики. Очень ценно то, что экспонаты этого мини-музея интерактивны, т. е. ребята могут свободно манипулировать с музейными экспонатами, как бы вступая в диалог времён, культур, событий. В результате манипуляций у ребенка возникает любопытство, которое выражается в простых вопросах, восклицаниях и удивлении. Постоянное взаимодействие со сверстниками, воспитателями, с родителями, сестрами и братьями в предметной краеведческой среде формирует стойкий интерес к изучению возникновения предметов и их назначения.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств патриотического воспитания подрастающего поколения.Уже на протяжении многих лет в детском саду существует традиция: каждой осенью проходит смотр-конкурс совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии». Такая форма организации познавательной деятельности обогащает представления детей об особенностях природных явлений родного края, вызывает интерес к разнообразию способов прикладного художественного изображения природной красоты. Совместная трудовая и художественная деятельность воспитывает чувство гордости за выполненную работу с мамой и папой. Особый интерес вызывают шутки-прибаутки и «байки» бабушки или дедушки.

Предметно-развивающая среда в группах для организации работы по патриотическому воспитанию детей имеет важное значение. В связи с этим воспитатели старших возрастных групп провели смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию. Результатами такой работыявилось создание альбомов: «Славянская семья», «Русский традиционный костюм», «Богатыри-защитники Отечества», «Русские матрешки».

Научить ребят чувствовать красоту родной земли, вызывать интерес к изучению родных мест, пробуждать в душе каждого ребёнка гуманное и эстетическое чувство помогают тематические занятия. Педагоги сделали подборку книг и журналов о природе родного края, мини-лаборатории для экспериментирования, организуют экскурсии, привлекая к данной работе родителей и учреждения социума, например, библиотечный центр «Дом семьи», Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, с которыми мы давно активно сотрудничаем.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании интереса к истории и культуре родного края. Поэтому большую роль мы в своей работе отводим использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждому из разработанных блоков краеведческой программы. В преддверии праздника Дня Защитника Отечества в стенах нашего дошкольного учреждения традиционно проходят развлечения для старших дошкольников. Воспитатели и дети готовятся к ним, приглашают на праздник пап, дедушек, а иногда и настоящих солдат российской Армии. Сколько гордости, уверенности в глазах у ребят, когда они находятся рядом с папой. Много стихов, загадок, песен звучит в этот день в их адрес. Каждый ребёнок своими руками готовит папе подарок и вручает его в конце праздника.

В конце февраля в ДОУ пройдет педсовет по теме «Организация работы по формированию у старших дошкольников интереса к изучению истории и культуры родного края». В рамках подготовки к педагогическому совету в ДОУ проводится анкетирование педагогов и родителей, запланированы открытые показы НОД в разных возрастных группах.

Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Реализуется лишь первый этап программы, но и то, что успели сделать, позволяет говорить, насколько благотворно сказывается на детях приобщение их к народным обычаям. Дети с нетерпением ждут новых путешествий и экскурсий, а родители постепенно становятся нашими союзниками в работе по изучению родного края.

Публикации по теме:

Изучение творчества забайкальских писателей в дошкольном учреждении как способ формирования у дошкольников интереса к книге Аннотация Представлены обоснование и опыт работы дошкольного образовательного учреждения по воспитанию интереса к книге на основе творчества.

Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературеОрганизация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе. В содержании работы были включены следующие.

Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Реферат «Организация здоровьесберегающего пространства ребёнка в дошкольном учреждении и семье» План 1. Введение …. 3 2. Организация здоровьесберегающего пространства 2.1 Использование здоровьесберегающих технологии.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края
Опубликовано: 5 марта 2018 в 16:27
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект ООД по образовательной области «Рисование» для детей 6–7 лет
Цель: Учить детей рисовать красками Задачи: 1. Учить рисовать клиновый лист по схеме 2. Развивать восприятие цвета, воображения. 3. Закреплять знания о...
Слушание «Осенняя песня» П. И Чайковского с использованием картин И. Левитана
Цель: воспитывать любовь к Родине, через ознакомление с музыкой "Осенняя песнь" П. И. Чайковского и картинами И. И. Левитана Задачи: образовательные: •...
«Экскурсия к участку строящейся дороги «Знакомство со спецтехникой: каток, погрузчик,...
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у...