Володина Татьяна Анатольевна
Организация ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации ранней профориентации старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх: основные проблемы и условия их решения. Раскрываются теоретические основы определения критериев ранней профориентации старших дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности компонентов этого процесса. Показаны возможности сюжетно-ролевых игр в организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Организация ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: ранняя профориентация, старшие дошкольники, сюжетно-ролевая игра, проблемы ранней профориентации детей.
Одной из главных задач образования в быстро меняющихся условиях рынка труда является социализация ребенка в современном обществе. Профессиональное самоопределение один важных видов деятельности человека. Для ее реализации необходима работа по профориентации молодых людей. Она должна начинаться с раннего возраста для осознанного выбора будущей профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на позитивную социализацию детей, включая социально-коммуникативное развитие, формирование позитивных установок к различным видам труда [6]. Педагог должен выбирать результативные способы организации ранней профориентации дошкольников.
Для определения этих способов рассмотрим сущность понятия «ранняя профориентация». Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, по мнению Н. В. Ивановой, М. А. Виноградовой, представляет собой «формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности» [2, с. 39]. Г. Н. Кузнецова подчеркивает, что основная цель ранней профориентации заключается в том, чтобы у детей формировалось эмоциональное восприятие профессионального мира [5]. Доказано, что в дошкольном возрасте закладываются основы профессионального самоопределения и формируются интересы детей к труду взрослых и элементарным трудовым умениям [4, с. 35].
Анализ концепций ранней профориентации дошкольников позволяет выделить структурные компоненты этого процесса: мотивационный (интерес и позитивное отношение к миру труда и профессий, когнитивный (представления о профессиях и трудовых функциях) и деятельностный (способности выполнять, копировать элементарные действия некоторых профессий).
Для целенаправленной организации ранней профориентации дошкольников мы провели эмпирическое исследование сформированности компонентов этого процесса. В исследовании приняли участие 16 детей подготовительной группы детского сада: 7 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6 - 6,5 лет.
В соответствии с критериями и показателями ранней профориентации были подобраны методики диагностики.
Для диагностики мотивационного компонента использовалась следующие методика Г. А. Урунтаевой и Г. И. Гризик «Представления о труде взрослых»[7]. Исследование показало, что большинство дети (62 % - n-10) не обладают полным пониманием работы взрослых и не всегда могут детально описать процесс организации труда, хотя проявляют интерес к обсуждению темы о профессиях. Но в разговоре они не проявляют ярких эмоций, а их эмоциональная экспрессия в основном выражается через жесты. 19 % (n -3) не имеют представления о том, как устроен трудовой процесс. В общении с педагогом эти дети проявляют безразличие и не выражают никаких эмоций и интереса к работе взрослых. Столько же старших дошкольников (19 % - n -3) проявили живой интерес и активное участие в беседе о труде взрослых и профессиях.
Дети не всегда в полной мере осознавали значение различных профессий и их важность для общества.
Для диагностики когнитивного компонента ранней профориентации
использовались методики «Знаешь ли ты профессии?», «Профессиональная деятельность взрослых». Мы провели исследование, чтобы узнать, какие представления есть у детей о профессиях. В ходе диагностики мы задали им несколько вопросов о различных профессиях.
Результаты показали, что у 25% детей (n -4) сформировано представление о мире профессий. Воспитанники демонстрируют осознанные знания о трудовой деятельности людей. Дети понимают взаимосвязь различных видов труда и профессий, роль труда в благополучии человека, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых.
В процессе формирования представлений о профессиях находится 56% (n -9) исследуемых детей. У воспитанников уже есть некоторые знания о трудовой деятельности и профессиях людей. Они могут назвать профессии своих родителей, но не всегда способны отличить одну от другой по существенным признакам. 19% детей (n -3, участвовавших в исследовании, не обладают достаточными представлениями о труде взрослых. У них сформированы лишь поверхностные знания о трудовой деятельности людей.
Для диагностики деятельностного компонента была использована методика «Представления о труде взрослых» В. П. Кондрашова.
В ходе анализа действия детей в сюжетно-ролевой игре, мы увидели, что 31% исследуемых детей (n -5) демонстрировали, что различают трудовые действия в профессиях, знают, чем занимаются представители разных профессий, и понимают, могут объяснить, почему отдают предпочтения этой профессии.
44% детей (n -7) имеют общее представление о трудовых действиях профессий, но не всегда могут точно описать их особенности трудовых действий, проявляют положительное отношение к труду и различным профессиям, выполняют различные задания. Однако их интерес к работе пока не является устойчивым, не всегда проявляют инициативу в выполнении роли.
25% (n -4) детей не осознают их важности профессий для общества, не проявляют интереса ни к труду взрослых, ни к их профессиям, включаются в ролевую игру по демонстрации трудовой деятельности только под руководством воспитателя.
Результаты диагностики показали, какие проблемы существуют у детей в ранней профориентации, обозначили задачи по их разрешению и ориентиры в выборе способов организации этого процесса.
В. П. Кондрашов выделяет важную составляющую ранней профессиональной ориентации : профессиональную составляющую «образа Я» у дошкольников; и возможности ее реализации в игре [3, с. 7-9].
И. Р. Гарипова подчёркивает значимость сюжетно-ролевых игр для знакомства детей с разнообразием профессий и понимания специфики каждой из них [1, с. 12].
Тем самым авторы подчеркивают значение игры в организации ранней профориентации
Нами были подобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с каждой задачей организации ранней профориентации : 1) развитие интереса к труду взрослых и миру профессий; 2) формирование представлений о профессиях и их трудовых функциях; 3) организация имитации труда взрослых в разных профессиях. Для старших дошкольников наиболее приемлемыми являются игры, в которых они могут имитировать знакомые профессии : «Салон красоты», «Школа», «Поликлиника», «Банк» и др.
Реализация серия сюжетно-ролевых игр, направленных на организацию ранней профориентацию детей старшего дошкольного возраста способствовала повышению интереса к профессиям, труду взрослых и формированию представления о структуре трудового процесса взрослых, занятых в различных профессиях. Дети научились отражать в сюжетно-ролевых играх особенности, характерные для различных профессий, представления о труде и профессиях взрослых.
Повторная диагностика после реализации серии сюжетно-ролевых игр и сравнительный анализ результатов с данными первичной диагностики показали, что существует незначительная положительная динамика в формировании компонентов ранней профориентации. Это подтверждает необходимость длительной работы педагогов по решению задач ранней профориентацию, поиск не только сюжетно-ролевых игр, но и других способов и средств для повышения результативности этого процесса.
Список литературы
1. Гарипова И. Р. О мире профессий через игру// Образование в
современной школе. 2023. № 5/6. URL : https://asnoor-rf.ru/1639-2/ ( дата обращения: 22.03.2025).
2. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты
ранней профориентации детей дошкольного возраста// Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 38-46. - URL :
file :///C :/Users/user/Downloads/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-ranney-proforientatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta.pdf ( дата обращения: 26.03.2025).
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учеб. - метод.
пособие / В. П. Кондрашов - Балашов: изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
4. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных
образовательных организаций / Т. А. Кот // Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 34–37
5. Кузнецова Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании :
сущностные характеристики // Современные проблемы науки и образования. – 2019. № 2. – URL : https://science education.ru/ru/article/view?id=28683 ( дата обращения: 26.03.2025).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). - URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ ( дата обращения: 22.03.2025).
7. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : Практикум для студентов средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - Москва:Издательский центр "Академия", 1999. - 96 с.