Папки-передвижки

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей (10 фото)

Любовь Коржаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей

в старшей группе с ОНР.

Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения,

1 квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» городского округа Шуя.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей» размещена в разделах

Организации развивающей предметно-пространственной среды я уделяю особое внимание, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка.

В соответствии с основными задачами и принципами построения развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОНР в группе я стараюсь рационально расставить мебель, выделить разнообразные центры и уголки. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

Для обогащения словаря детей я использую разнообразный иллюстративно - графический материал: настольно - печатные игры, викторины. В процессе непосредственно образовательной деятельности использую предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов, поэтому в занятия с такими детьми я включаю как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Даю предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использую картины, муляжи, модели и схемы.

Для организации различных форм речевой деятельности применяю кукольный, теневой театры, игры - драматизации по литературным произведениям,

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей

чтение и заучивание стихотворений. В этом помогает наша библиотека.

Фото №1 Организация развивающей предметно пространственной среды способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР

Речевой уголок оборудован столом и полочками.

Фото №2 Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна

Здесь есть все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркало, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, разнообразные пособия и материалы для развития дыхания, мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму,

Фото №3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида городского округа Шуя

игры на развитие слухового анализатора (например «Шумовые кирпичики») и т. д.

Фото №4 РППС Темочки Организации развивающей предметно пространственной среды я уделяю особое внимание так как она является одним из условий полноценного

Материал в речевом уголке меняю регулярно в зависимости от лексической темы недели и задач, стоящих на данном этапе.

В уголке у нас есть «Копилка слов» - своеобразный накопитель наглядного материала.

Фото №5 Развивающая предметно пространственная среда

Накопленные картинки используются для решения большого круга речевых задач: знакомства с лексическим значением слов; группировки картинок под определенные обобщающие понятия; отбора картинок на заданные звуки, находящиеся в разных позициях в словах; отбора картинок, на которых изображены предметы и объекты, названия которых соответствуют определенным слоговым схемам; подбора определений и глаголов к существительным; составления предложений разных конструкций на основе отобранного наглядного материала и др.

В начале учебного года я сделала универсальные бумажные шапочки. По центру полоски бумаги наклеивается круг, в котором делаются две горизонтальные прорези (вверху и внизу). К шапочкам необходим набор картинок или плоскостных фигур (зверей, птиц, цветов, предметов и др.). Я использую картинки из «Копилки слов». В зависимости от поставленных целей в прорези вставляются соответствующие картинки. Дети надевают шапочки на голову и выполняют задания по разным направлениям речевого развития.

Фото №6 РППС развития личности ребенка

С большим интересом дети пользуются дидактическим пособием «Ловись - ловись.», которое я изготовила для решения целого ряда речевых задач. Оно сделано из ширмы с четырьмя сторонами, 4 палочек (удочки) с магнитами, прикрепленными на нитках. На каждую сторону ширмы наклеиваются по две полоски бумаги, которые образуют своеобразные карманы, куда можно вставлять картинки. К пособию также необходим набор картинок с изображением разнообразных предметов, животных, литературных героев. На обратную сторону картинок приклеивается канцелярская скрепка. В течение года количество картинок увеличиваем.

Одним из вариантов игры с целью обогащения словаря является упражнение в подборе картинок к определенному слову - обобщению. Играют от 1 до 4 человек. Первый отбирает картинки с изображением растений; второй – с изображением зверей; третий с изображением насекомых и т. д.

Фото №7 Это позволяет каждому ребенку найти место удобное для занятий и игр комфортное с точки зрения его эмоционального состояния развития речевого общения Фото №8 Для обогащения словаря детей я использую разнообразный иллюстративно графический материал настольно печатные игры викторины

Игровое упражнение на обобщение можно проводить в виде соревнования «Кто соберет больше картинок». В этом случае дети работают с одним словом - обобщением. Картинки, которые подходят к обозначенному обобщению, складываются в кармашки. Пойманные на магнит картинки, не относящиеся к заданному обобщению, откладываются в сторону. Можно предложить детям задания на подбор глаголов или определений к изображениям.

С целью активизации словаря детей я изготовила тренажер речевой активизации. Он представлен в виде домика с окошком для картинки и полоски для размещения на них карточек. При работе ребенок может увидеть не только слово, но взять его в руки подержать на ладошке, составить с ним предложение. В домике предложений – ставят любую предметную картинку, которую надо оживить (изображению на ней придумать дело, действие). Действие обозначается волшебным четырехугольником с двумя полосками в середине – дорожкой.

Ребенок должен составить как можно больше простых предложений, чтобы усвоить понятия «предмет» и «действие». Аналогично использую его для расширения словаря прилагательных.

Фото №9 В процессе непосредственно образовательной деятельности использую предметные и сюжетные картинки

Таким образом, регулярное использование и пополнение развивающей предметно - пространственной среды, способствует более качественному и прочному усвоению детьми словарного запаса русского языка.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей
Опубликовано: 20 января 2015 в 21:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД