Получи документы

Организация РППС в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Людмила Гордеева
Организация РППС в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Работа по преобразованию РППС группы проводилась по алгоритму:

1. Изучение нормативных требований по организации развивающей

предметно-пространственной среды;

2. Проведение оценки и анализ РППС группового помещения;

3. Составление плана - схемы, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотрение способов выделения игровых зон.

Публикация «Организация Рппс в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах

4. Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме, наполнение игровыми материалами.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организовывалась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, а так же для организации двигательной активности в течение дня. В нашей группе много сделано руками педагогов. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие более плодотворным. Создавая развивающую среду группы, мы учитывали комфорт и эстетику обстановки, ведь оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Основным содержательным ориентиром в подборе игрового, спортивного оборудования, игрушек, дидактических материалов является Основная образовательная программа детского сада, которая разработана в соответствии с программой «От рождения до школы», в связи с чем обогащение предметных зон проводилось по этой программе. В группах компенсирующей направленности работа строится в соответствии с адаптированной образовательной программой, разработанной на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. Поэтому при создании предметно-пространственной среды учитывается принцип коррекционной направленности.

Проектируя среду, мы руководствовались требованиями к ее созданию, представленными в пункте 3.3 ФГОС ДО, среди которых

1)Насыщенность среды

2) Трансформируемость пространства

3) Полифункциональность материалов

4) Вариативность среды

5) Доступность среды

6) Безопасность предметно-пространственной среды.

В группе выделены предметно-пространственные зоны в соответствии с основными образовательными областями, заданными во ФГОС ДО:

Социально-коммуникативного развития, Познавательного развития, Речевого развития, Художественно-эстетического развития, Физического развития.

Физическое развитие представлено в группе Центром Физкультуры и спорта, центром Здоровья.

Центр Физкультуры и спорта содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей для развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

В группах компенсирующей направленности необходимо наличие различного вида корригирующих ковриков, дорожек, которые представляют собой рельефную поверхность для закаливания и профилактики различных видов плоскостопия и других деформаций стоп, и акупунктурных точек ладоней и стоп, что способствует речевому развитию.

В центре Здоровья размещены игры и пособия по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.

Социально-коммуникативное развитие представлено в группе центрами :

Центр игры.

Центр социально-коммуникативного развития.

Центр дежурства.

Центр безопасности.

Центр дежурства решает задачи по формированию у ребенка правильного отношения к трудовой деятельности, способствует развитию навыков самообслуживания.

Наличие схем, алгоритмов направлено на развитие связной речи.

В Центре социально-коммуникативного развития размещены материалы, направленные на формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, а также материалы по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе регулярно организуются персональные выставки творческих работ детей. Экраны «Наше настроение», «Здравствуйте, я пришел» являются составляющими компонентами системы условий социализации и индивидуализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служат макеты пожарных щитов; а также улиц и дорог с дополнительным набором мелкого строительного материала, дорожных знаков, транспорта для развития пространственной ориентировки.

Многофункциональное пособие «Лэпбук Правила Дорожного Движения» содержит в себе материалы для самостоятельной деятельности детей, которые:

-- развивают графические навыки. (Раскраски)

--способствуют развитию мышления, зрительного внимания, памяти. (пазлы, разрезные картинки)

--способствуют обучению элементам грамоты (ребусы)

--развивают пространственную ориентировку (лабиринты)

--развивают связную речь (д/игра «Служба 01, 02, 03»)

--способствуют расширению словарного запаса (предметные картинки с дорожными знаками, видами спецтранспорта)

В Центре игры дети имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях :

«Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Гараж», «Школа», в которых используются следующие типы материалов:

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т. п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п., ширмы, макеты).

Полифункциональные материалы (Объемные модули, крупные, разных форм,

Крупный строительный набор,

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.

Здесь также должны быть и материалы для игр с правилами

На ловкость (настольный футбол, хоккей;коврик для игр в классы)

На «Удачу» (настольные игры-ходилки с кубиком, различные лото)

На умственную компетенцию (домино, шашки, шахматы)

Познавательное развитие представлено в группе следующими центрами :

Центром патриотического воспитания и краеведения.

Центром природы.

Центром экспериментирования.

Центром математики.

В Центре патриотического воспитания размещается государственная символика родного города, области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины.

Поскольку в детском саду проводится углубленная работа по ознакомлению детей с родным краем в рамках реализации части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы детского сада в соответствии с методическим пособием Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», адаптированного к условиям родного города Бор, в группе выделен раздел краеведения в составе центра патриотического воспитания.

Центр Природы направлен на экологическую деятельность. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д., календарь природы и погоды.

Могут быть оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Работа с макетами способствует развитию творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка, поэтому Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал для осуществления опытной деятельности, так называемые Объекты для исследования в действии (весы; часы песочные, механические; лупы; микроскоп; мерные стаканчики; магнит; компас; коллекции семян, камней, набор для экспериментирования с водой; набор для экспериментирования с песком.)

А также образно-символический материал (иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, аудио- и видеоматериалы, коллекция марок,коллекция монет, графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т. п.)

В центре экспериментирования размещаются различного вида тактильные дощечки, работа с которыми развивает воображение, фантазию, мелкую моторику, что способствует развитию речи.

В Центре Математики располагаются:

нормативно-знаковый материал,

образно-символический материал,

обьекты для исследовании в действии.

Представлены как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

Художественно-эстетическое развитие представлено в группе следующими центрами :

Центр музыки и театра.

Центр конструирования.

Центр творчества.

В Центре конструирования в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.

Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

В Центре изобразительной деятельности находятся:

--Материалы для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации) --Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью --Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства --Репродукции с произведений живописи, книжная графика --Продукты детской деятельности

Обязательно должно быть место для выставки детских работ.

Продукты детской деятельности используются детьми в игре.

Разнообразные материалы (шаблоны, трафареты, печатки) способствуют развитию мелкой моторики, графических навыков.

Центр музыки и театра содержит:

-Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т. д.

-Дидактические игры

-Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов, портретов композиторов.

-Аудиосредства (магнитофон,; наборы дисков с записями музыкальных произведений, различных звуков природы).

-Различные виды театров (настольный, кукольный, плоскостной)

-Аудиозаписи народных сказок, песенок, потешек и т. д.

-Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, фланелеграфы, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Различного вида театры (кукольный, настольный, би-ба-бо, пальчиковый) развивают воображение, фантазию, мелкую моторику, речь.

Для формирование фонематического восприятия и слуха используются шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещетка, колокольчики, погремушки; как фабричного производства, так выполненные руками детей и родителей.

Музыкальные инструменты могут быть как озвученные, так и неозвученные, что дает возможность самостоятельно играть, импровизировать, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Речевое развитие представлено в группе

Центром книги.

Центром речевого развития.

В Центре книги размещены:

Книжный материал: -книги с программными произведениями, -книги о природе и сезонных изменениях, -энциклопедии, азбуки, детские журналы.

Дополнительное оборудование:

-Портреты писателей.

-Наборы открыток.

-Иллюстрации художников.

-Рисунки детей.

-Магнитофон,кассеты.

-Набор материалов для ремонта книг.

-Знаки-закладки: «Восклицательный знак», «Точка», «Вопросительный знак».

Содержание книжного уголка соответствует:

- возрастным особенностям детей;

-реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по лексической теме недели.

Книжная витрина меняется еженедельно, кроме того в доступе для детей в библиотеке всегда находятся книги, уже знакомые детям и журналы.

В центре речевого развития должен быть материал на развитие неречевых процессов:

- слухового внимания

-пространственной ориентации

- ориентации во времени

- общей двигательной и зрительно- пространственной активности

-мелкой моторики

- восприятия (цвет, форма, величина)

- мышления, зрительного внимания, памяти

Развитию мелкой моторики способствуют различные шнуровки, игрушки (прыгающие лягушки, волчки, летающие колпачки, игры «Собери бусы»,

Игрушки-забавы «Дергунчики», игры с прищепками, резиночками.

Для развития подвижности артикуляционного аппарата в группе должна быть организована зона для проведения индивидуальной работы с ребёнком, и иметься индивидуальные зеркала по количеству детей.

Развитию речевого дыхания способствуют такие игры, как «Дуйбол», различного вида вертушки, дидактические игры «Остуди чай», «Сдуй снежинку с варежки».

Для развития словарного запаса используются:

-Картинки-иллюстрации

-Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам

-Картинки с изображением действий

-Речевые задания для формирования навыков словообразования

-Игры и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразование

Развитию грамматического строя речи способствуют:

-Наборы картинок для изменения числа существительных и глаголов.

-Карточки- символы предлогов

-Подборка игрового, картинного материала для упражнений в согласовании:

имен существительных с прилагательными, с числительными

-Настольно- печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений

Раздел Обучение элементам грамоты включается в речевое развитие в подготовительной группе, но мы его озвучим. Он предполагает наличие:

-Разрезные азбуки

-Алфавит (таблица)

-Кассы букв (демонстрационные и индивидуальные)

-Таблицы с материалами для чтения (слоги, слова, предложения, тексты)

-Карточки для буквенного анализа слов

-«Азбука», «Букварь»

-Образцы букв из наждачной бумаги и др. материалов

-Магнитная азбука

-Тетради и простые карандаши для печатания

-Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды)

Развитию связной речи способствуют :

-Серии сюжетных картинок для составления рассказов

-Карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, середина, конец)

-Опорные таблицы-схемы описательных рассказов

-Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования

-Настольные игры, требующие объяснительной речи(«Что лишнее. Почему?»

-Знаки препинания для работы над интонацией

В группах компенсирующей направленности нашего ДОУ имеются : ноутбук, интерактивная доска, микрофон, коллекция дисков с развивающими играми, обучающими презентациями, флешка с программным комплексом Логомер 2 (Универсальный набор из 90 интерактивных игр и дидактических материалов как для групповой, так и индивидуальной работы).

Прикреплённые файлы:

rps_i5isu.pptx | 15005,76 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Циклограмма образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на понедельник .

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?» Цель: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Программное содержание: Познавательное развитие: •.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние животные и их детёныши» Тема: «Домашние животные и их детёныши» Цель: активизация и расширение словаря по теме. Задачи: 1. коррекционно-образовательные: - актуализировать.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Деревья. Кустарники» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Деревья. Кустарники». Разработала: учитель-дефектолог Блинова.

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности. Автоматизация произношения [Ш]Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности. Автоматизация произношения [Ш] Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в старшей группе компенсирующей направленности Тема. Автоматизация произношения звука [Ш] (работа.

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности. Тема «Насекомые» Цели: Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные наших лесов». Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» Конспект занятия по.

Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет)Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет) Составили: воспитатели МОУ детского сада №290 г. Волгограда Белоусова Н. А. и Джакашева Е. В. Пояснительная записка В наших давно отвыкших.

НОД «Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна» для детей старшей группы компенсирующей направленности Программные задачи: • Актуализировать знания детей о времени года Весна; • Создать условия для знакомства и заучивания стихотворения Ф. Тютчев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация РППС в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Опубликовано: 17 марта 2017 в 22:10
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД