Лучший педагог года

Консультация «Организация системы работы с одаренными детьми»

Алевтина Лузгинова
Консультация «Организация системы работы с одаренными детьми»

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

Публикация «Консультация „Организация системы работы с одаренными детьми“» размещена в разделах

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной разработка рабочей концепции одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

В данных условиях Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.

Следующим сложным моментом в работе по выявлению и развитию одаренного ученика в рамках предмета технология имеет много общего и некоторые отличия от одаренности в других сферах. Очень часто успеваемость и одаренность абсолютно могут не соответствовать друг другу.

Изучения одаренности как феномена

Одаренные люди были и будут во все времена. Одаренные люди внесли свою лепту во все отрасли человеческого знания, однако научный подход к изучению феномена одаренности возник лишь в начала 20 века, когда психолог Альфред Бине и врач Т. Симон разработали первую шкалу интеллекта умственного развития детей, который позволил диагностировать уровень умственных отклонений от возрастной нормы. Тесты интеллекта позволили привести исследователей к выводу, что человеческий интеллект подчиняется биологическим закономерностям, а в частности закону распределения случайных величин Гаусса-Лапласа. Тесты интеллекта в дальнейшем дали огромный толчок в развитии всей психологической мысли, отделившись в отдельную психологическую отрасль- психометрику, получив математический инструмент, что позволило решать практические задачи общества.

Концептуальные модели одаренности разработаны многими отечественными и зарубежными психологами. Одаренность – это очень сложный феномен, который невозможно характеризовать однозначно. Поэтому существует множество подходов различного понимания иногда взаимоисключающих друг друга. Советская педагогика и психология строили понимание одаренности исходя из концепции Л. С. Выгоцкого и его последователей О. М. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. Р. Лурии, что высшие психические функции развиваются в социуме, следовательно социум определяет уровень развития психики, что отображено в культурно- исторической теории и теории деятельности. Этот подход не выделял отдельно понятие одаренность.

Параллельно развивалась дифференциальная психология или психофизиология индивидуальных отличий. В основу этого направления была положена теория И. П. Павлова. Изучение работы мозга позволила сделать вывод, что люди имеют различную интеллектуальную продуктивность, которая зависит не только от социального окружения, но и от биологических детерминант.

В середине 70- х. годов 20 столетия 2 советских психолога Н. С. Лейтес и Ю. З. Гильбух начали изучение проблемы одаренности. В трудах Н. С. Лейтеса одаренность представлена как совокупность способностей личности в их индивидуальной своеобразности которая является полноценным выражением человеческих возможностей. Одаренность не есть приобретением определенных исключительных личностей. Его работы позволили выделить два универсальных фактора одаренности : умственную активность и саморегуляцию. Все эти факторы есть необходимыми условиями становления способностей. Также Лейтес выделяет 2 пути развития одаренности : ранний вундеркиндный и невундеркиндный- противоположный первому. Ранний путь проявления способностей характеризуется ускоренным развитием в сравнении с одногодками, повышенной умственной активностью, ненасытностью познавательной потребностью, потребностью в умственных усилиях. Очень часто у таких детей возникает дисгармония между разными сторонами развития. Повзрослев такие дети в дальнейшем могут не проявлять своих исключительных способностей. Это происходит в следствии быстрого темпа развития, когда 2 сензитивных периода свойственных каждому возрасту как бы объединяются. Невундеркиндный путь развития одаренности приходится на более поздние возрастные периоды развития. Довольно много выдающихся людей проявили свои способности в различных отраслях деятельности, которые в детстве были не очень успешны в сравнении со своими одногодками. В это время в зарубежной психологии доминировало представление про общую одаренность, как преимущественно одаренность интеллектуальную. На первых порах изучения под одаренностью понимали прежде всего высокие интеллектуальные показатели. Дальнейшие лонгэтюдные исследования показали, что для получения выдающихся результатов в различных сферах деятельности необходим не столько интеллект, сколько определенное своеобразие психики, что привело к новым этапам изучения явления одаренности.

Джон Гилфорд рассматривает одаренность через особые умственные операции и вводит понятия дивергентное или креативное творческое мышление, которое позволяет видеть проблему с разных точек зрения, найти различные пути ее решения. Вместе с Торренсом изучая во взаимосвязи креативность и интеллект, пришли к следующим выводам: что интеллект коррелирует с креативностью до определенной величины, затем является самостоятельным фактором. Тоесть для креативности достаточно среднего интеллекта, люди с высоким интеллектом очень часто не креативны, как среди людей с низким интеллектом не было выявлено креативных. Вышеперечисленные подходы открывают очень широкие возможности понимания одаренности при диагностике по выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей, так как эти подходы не противоречат друг другу, а являются взаимодополняемыми. Используя наработки по этим направлениям мы можем выстроить некую эмпирическую модель одаренного ребенка.

Одаренный ребенок- это ребенок со средним или выше среднего интеллектом. Иногда не всегда может быть успешен в учебной деятельности. Может уделять много времени тому занятию, которое интересно, имеет внутреннюю мотивацию, его не пугают ошибки и мнение авторитетов. У одаренного ребенка в отличии от способного наблюдается ненасытность в познании того предмета который его интересует. Одаренность в общем виде можно определить как индивидуально познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, который позволяет ребенку развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, достигать высоких результатов в разных видах деятельности, общении и взаимодействии с людьми. В некоторых случаях одаренность не всегда является благополучной в социальном смысле. Мы, педагоги, за фасадом успешности такого ученика можем не замечать личностных проблем и внутренних конфликтов, которых может быть не меньше чем у детей группы риска. Одаренные дети нуждаются в помощи педагога и психолога. Зачастую эти дети чувствуют себя одинокими, так как могут интеллектуально опережать своих сверстников, при этом иметь незрелую эмоционально-волевую сферу. Получается замкнутый круг.

Старшие дети не хотят с ними дружить, одноклассники считают их слишком умными. При обучении одаренных учеников педагогам и родителям рекомендуется: родителям прежде всего проявлять серьезное отношение к вопросам и высказываниям ребенка, давать возможность демонстрировать свои достижения, предоставлять место и создавать условия для занятий, демонстрировать ребенку, что его любят таким, каким он есть. Приучать ребенка мыслить самостоятельно, всячески стимулировать проявления самостоятельности, развивать в ребенке положительное восприятие своих способностей, мотивировать ребенка к проявлению творчества и фантазии. При работе педагога с одаренными детьми применять принцип расширения, обогащения, ускорения учебного материала. Также необходима совместная работа педагогов, родителей и психолога по выявлению и сопровождению одаренных детей. Для диагностики одаренности в разных сферах человеческой деятельности, а не только академической, психологом А. А. Лосевой разработана методика диагностики одаренности в 10 сферах, которая может применяться для оценки всеми вышеперечисленными участниками учебно-воспитательного процесса. В рамках нашей статьи мы не можем опубликовать полный объем, а привести лишь название диагностируемых сфер одаренности : интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературная сфера, артистическая сфера, музыкальная сфера, техническая сфера, двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство. Данная методика хорошо зарекомендовала себя на практике. Сравнение показателей ведется по всем сферам между оценками родителей, педагога, психолога, можно включать друзей. Подытожив все выше сказанное основная часть работы с одаренными детьми все-таки лежит на педагоге и родителе. Особые требования предъявляются к личности педагога, только педагог, который в совершенстве знает свой предмет, владеет современными знаниями в области возрастной и педагогической психологии может эффективно реализовать потенциал одаренного ребенка.

Публикации по теме:

Организация системы выявления одаренности и работа с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические.

Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Публичная.

Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ» Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается.

Консультация для педагогов «Организация внеурочной работы с одарёнными детьми» Организация работы с одаренными детьми Организация внеурочной работы с одаренными детьми Детское время должно быть временем радости,.

Консультация для родителей «Организация работы с детьми в детском саду в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Консультация для родителей и педагогов «Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе» Консультация для родителей и педагогов: "Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе" Дошкольное детство - это.

Организация с одаренными детьми в ДОУ Ведущее место среди самых загадочных явлений природы занимает детская одаренность. На протяжении многих столетий педагогов волнуют проблемы.

Перспективное планирование работы с одаренными детьми по образовательной области «Речевое развитие» Перспективное планирование работы с одаренными детьми по образовательной области «Речевое развитие» (группа дошкольного возраста 4 -5.

Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности» Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что.

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация системы работы с одаренными детьми»
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 18:05
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД