Татьяна Михайлова
Организация социально-значимой личности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
№1 В МКДОУ «Д/С №6» сложилась определенная система работы по организации социально-значимой деятельности воспитанников, деятельности "на радость и пользу окружающих людей", созидательной деятельности по улучшению окружающего мира.
№2 Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста – лежит в основе развития социально- значимой личности.
Публикация «Организация социально-значимой личности (из опыта работы)» размещена в разделах
№3 В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, знает свое место в системе отношений, умеет строить свое поведение в ситуации выбора, формируется начальный этап ответственности (за себя, свое поведение, за младших, за порядок в комнате).
№4 Опыт показал, что особенно успешно можно начинать формирование ответственности в условиях совместной и самостоятельной деятельности.
1 этап – младший возраст – предусматривает развитие:
- умения выполнять поручения;
- способности познавать себя и других («Кто у нас хороший?», «Ласковые дети», «Волшебный стул»);
-эмоциональной осведомленности («Цветное настроение», «Маски»);
- невербальных средств общения («Угадай, кто я?», «Зоопарк»);
- вербальных средств общения («Подари цветок другу», «Волшебная конфета»);
- умение вести разговор в различных эмоциональных ситуациях (Театрализация сказок, «Разговор по телефону», с\р игры).
№8 2 этап – средний возраст – предусматривает становление практических навыков ответственности:
- при разборе проблемных ситуаций в играх, самостоятельной деятельности;
- при анализе характеров и поступков сказочных героев;
- арттерапия;
- соблюдение нравственных норм;
№9 - заполнение «Семицветика» - Мои добрые дела;
- различные игры;
- тренинги «Нужным быть кому-то…»;
- Продуктивная деятельность «Рисуем для друзей».
№10 В старшей группе важное значение придается созданию благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум через разнообразные формы и методы индивидуальной и коллективной работы.
№11 Развитию гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешному вхождению ребенка в социум способствуют акции : «Наши добрые дела» ко дню пожилого человека, «Письмо солдату», работа над созданием информационных проектов «Фотография из семейного альбома», «Я горжусь своим прадедом», «День города», «Мы разные, но мы вместе» и другие, помогающие детям осознать себя частью общества, гражданином России. Эти коллективные творческие дела способствуют развитию у детей социально значимых качеств, социальной активности и коммуникативности.
№12 Совместные творческие проекты по «Окружающему миру», включая семейные работы : «Не голодно ли вам?» (авторский коллектив семьи Паши Б., «Домик для лучших друзей», (коллективная работа, «Ох, уж эти муравьи! (авторский коллектив семьи Никиты Р., «Огонь! Друг или враг?» (коллективная работа) «Аптека под ногами» (коллективная работа) и др. помогают осознать себя полезным, в чем-то незаменимым для природы и окружающего мира.
№13 Принцип общей заботы, положенный в основу всей работы по организации социально-значимой деятельности обучающихся, социального творчества в наибольшей степени служит решению задач социального становления детей, так как на первом месте стоит развитие личности и реализация ее творческого потенциала в сотворчестве с другими людьми.
№ 14 Большое внимание уделяется формированию потребности к созидательному труду в содружестве и сотворчестве с другими людьми: акция "Живи, книга", (ремонт книг библиотечки, операция «Подари игрушку малышу», сбор макулатуры, акциях «Капелька воды», направленная на экономное использование воды в детсаду и дома, акция «Радость людям» (поздравление пожилых людей с праздниками, вручение цветов и поделок, изготовленных самостоятельно или совместно с родителями, и др.)
№15 Из года в год старшие дошкольники – участники творческого проекта «Театр – малышам», выступают перед младшими товарищами и учащимися 1 классов школы №3. Большую помощь в реализации данного проекта оказывают родители (костюмы, реквизит).
№16 Коллективная деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой "совместный поиск жизненно важной задачи» способствует самореализации каждого ребенка группы.
Живой интерес у детей вызывает творческое дело «Красная ленточка» (проект, помогающий самостоятельно каждому ребенку организовывать игру, полезную деятельность, привлекая в него большое количество участников). Такая деятельность способствует раскрытию лидерских качеств личности, выработке активной жизненной позиции. Многие дети следуют правилу: «Если можешь что-то сделать – делай!» Поэтому уже в 3-4 летнем возрасте они активны не только в саду, но и вне его. С удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, организованных городом, районом и краем.
№17 Для чего столько усилий на развитие социальной активности?
Дело в том, что норма «социальная ответственность» и «самостоятельная активность» выражается во многом, и в том числе в проявлении инициативы в принятии решения относительно многих областей жизни и деятельности ребенка.
Сейчас в педагогической системе просматривается центрированность – давление на образование для решения социальных проблем общества, т. е. общество транслирует систему воспитания детей для того, чтобы стимулировать нормативное и социально-желаемое поведение граждан.
№18 Дети, уже в дошкольном возрасте, являются полноправными гражданами общества, именно потому они должны иметь возможность оказывать влияние, вносить предложения, вести переговоры, принимать решения, налаживать контакты в определенных социальных ситуациях, а педагог выступает в этом случае помощником, координатором, а не наставником!