Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы)

Ольга Отпущенникова
Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы)

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны. Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят от неё.

Из опыта мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому свою работу я направила на воспитание экологической культуры у родителей, старалась включать их в процесс экологического воспитания наших детей. Познакомила их с темой и задачами по экологическому воспитанию детей. Объяснила, что такие занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его интеллекта.

С родителями проводила беседы, из которых узнавала, какие дома есть комнатные растения, животные, что растет на дачных участках, куда дети ездят в отпуск. С целью сотрудничества и достижения полного взаимопонимания с родителями в вопросах экологического воспитания предложила заполнить анкету «Воспитание любви к природе в семье». Разработала серию консультаций, посвященных экологической культуре, об охране природы: «Уголок живой природы», «Прогулки в природу», «Учите детей быть наблюдательными», «Любовь к живому», «По дороге домой», «Лесные звери готовятся к зиме», «Зимующие птицы», «Домашние животные» и др.

Совместный труд взрослого и ребёнка – один из наиболее действенных приёмов воспитания у детей положительного отношения к труду. Дети перенимают не только трудовые умения и навыки, но и отношение взрослого к делу. Впервые встречаются с правилами (любое дело должно быть доведено до конца; любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно и т. д.); узнают пословицы и поговорки о труде (труд человека кормит, а лень портит; кто любит трудиться, тому на месте не сидится; скучен день до вечера, коли делать нечего; полениться и хлеба лишиться; терпение и труд всё перетрут и т. д.)

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Систематическая работа в огороде и уголке природы повышает интерес детей к растениям, прививает любовь и бережное отношение к объектам природы. У детей воспитывается взаимопомощь, трудолюбие и уважение к труду. Дети нашей группы с удовольствием ухаживают за комнатными растениями (поливают, моют, опрыскивают, рыхлят землю, убирают сухие листья). А весной с удовольствием принимают участие в пересадке растений. Ежегодно в «огороде на окне» мы выращиваем лук, горох, укроп, помидоры, подготавливаем рассаду цветов для клумб. Родители принимают активное участие в нашей работе. Приносят лук, высеивают семена для рассады дома, а потом делятся с нами. Летом на огороде дети сажают картошку, лук. Пропалывают и поливают клубнику, черемшу. Осенью с удовольствием убирают урожай.

В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми – значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь.

Чтобы спасти птиц от голода и гибели зимой, нужна помощь. По нашей просьбе наши папы вместе с детьми смастерили кормушки для птиц. Дети приносят из дома хлебные крошки, семечки, крупу и насыпают в кормушку. Мы участвовали в акции «Кормушка для птиц» в рамках экологического фестиваля «Нам здесь жить», заняли 3 место среди детских садов города Кировска. В рамках нашего детского сада принимали участие в конкурсе «Книга своими руками». На страницах которой поместили совместные рисунки детей и их родителей, рассказы детей о домашних животных, о том, как ребята заботятся о своих питомцах. Внимательная забота о животных самого ребенка и сочувствие других обязательно приводят к тому, что в сердце малыша просыпаются тепло и жалость к беззащитному существу.

В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости.

В рамках тематических недель для закрепления знаний у детей предлагала родителям вместе с детьми нарисовать любимое комнатное растение, любимое животное, время года, изготовить поделку из природного материала и т. п. После оформляла выставку работ.

Родители участвовали в озеленении территории детского сада и ее благоустройстве в зимний период. Делились своим опытом экологического и трудового воспитания детей дома на родительском собрании по теме: «Экологическое воспитание дошкольников». Виды труда детей и их результаты они могли видеть на фотовыставках, открытых занятиях и непосредственно на огороде.

Радует, что родители с пониманием относятся к нашей работе, стараются помочь, а это всегда дает положительный результат в воспитании детей.

В результате проведенной работы у детей расширяются представления о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду, сознательное, ответственное отношение к нему. Дети с готовностью участвуют в практических делах по улучшению природной среды, у них формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в воспитании действенного отношения к окружающему миру.

Публикации по теме:

Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Семья и ДОУ - два важных института социализации.

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Из опыта работы «Методические рекомендации в работе с семьей по трудовому воспитанию» В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых, которые я использую в работе: 1. наблюдение за трудом.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода детей в ясельную или I младшую группу. Свою работу провожу.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 24 МО Кореновский районТема: «Трудовое воспитание в развитии.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Ромашка» р. п Степное Советский район Саратовская область.

Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие.

Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Формы работы с родителями Актуальность проблемы. В современном мире проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Причиной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы)
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 20:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия занятия по лепке в старшей группе «Олешек»
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи: -...
Лэпбук «Осень»
Цель: закрепить знания детей о времени года - осени. Задачи: формировать представления об изменениях в природе. Показать детям связь, как изменения в...
Фотоотчёт утренника «Осенняя полянка»
Вот и кончилось лето, и наступила золотая осень – одно из самых ярких и красочных времён года. Отмечать это удивительное по своей красоте время года в нашем...
Детский мастер-класс по изготовлению стенгазеты «Поздравляю маму!»
Ко Дню мамы, ребята группы "Казачата" сделали поздравительную газету для своих любимых мам. Цель: развитие фантазии и творческих способностей, умение...
Фото отчет «Сказка Колобок»
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем...