Лучший педагог года

Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Галина Матвеева
Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Матвеева Галина Геннадьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Содержание

Введение

Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

1. Содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста

2. Организация уголка театрализованной деятельности

Введение

Публикация «Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО» размещена в разделах

В настоящее время в связи с новыми требованиями, выдвинутыми современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает проблема коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

По мнению учёных, театрализованные игры играют огромную роль в активизации речевой деятельности детей с ОВЗ. Участие детей с ОВЗ в театрализованных представлениях оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.

По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навы-ков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персо-нажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совер-шенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,

сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Цель данного исследования - спроектировать систему работы педагога по организации театрализованной деятельности воспитанников с ОВЗ в ДОО.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. на основе научных и педагогических источников проследить становление воззрений на содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста; 2. определить педагогические условия организации уголка театрализованной деятельности.

Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

1. Содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей с ОВЗ в ДОО, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Речевое развитие

развитие правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия;

совершенствование монологической и диалогической форм речи, грамматического строя речи;

углубление и формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания;

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Социально-коммуникативное развитие

формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

развитие эмоций;

воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Художественно-эстетическое развитие

приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

развитие воображения;

приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

создание выразительного художественного образа;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

согласование действий и сопровождающей их речи;

умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

«Игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям», учёные называют театрализованную деятельность. В настоящее время арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно - ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. В первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие песенки, сказки, стихи, а уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя :

игры-драматизации,

театральные этюды;

пальчиковый игротренинг,

упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения, образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

ритмические минутки;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок ;

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей,

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит :

подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;

упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);

литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности : литературная, музыкальная и изобразительная;

- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

Организация театрализованных игр должна отвечать следующим требованиям: постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса; максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры; последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей; и конечно, содержательность и разнообразие тематики.

Система работы по организации театрализованной деятельности состоит, во-первых, из организации предметно-пространственной развивающей среды. Во-вторых, из разработки перспективного планирования и его реализации: проведение занятий по театрализации, театрализованные представлений, развлечений, проектной деятельности. Непременные требования, это: работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

индивидуальные социально-психологические особенности детей с ОВЗ;

особенности их эмоционально-личностного развития;

интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные особенности.

Планируя театрализованную деятельность необходимо выбирать материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач

.

2. Оганизация уголка театрализованной деятельности

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В коррекционных группах для детей с ОВЗ педагоги должны создавать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов.

В группах должен быть создан театральный уголок. В зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, атрибуты для ряженья. Но не стоит забывать, что необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Кроме этого должен быть оборудован «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли.

В театральной зоне может находится:

ширма,

настольный театр БИБАБО,

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок,

театр-топотушек, сделанный самими в том числе и самими детьми и воспитателями,

театр на конусах с головками-насадками,

разные маски, декорации,

персонажи с разным настроением,

для изготовления персонажей и декораций разнообразный материал (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы,

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы,

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры,

уголок ряженья со второй младшей группы (готовое ряженье);

для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Исследователи предлагают классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

1. Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Таким образом, виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в развитии связной речи детей дошкольников, а также сделать речь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Участвуя в театрализованных постановках, концертах и игровых программах, дети с ОВЗ быстрее адаптируются в окружающей среде. Положительная динамика наблюдается у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Игра в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи,.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в сенсорной комнате «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» Томас Карлейль Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое.

Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» : «Использование лэпбуков в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Уважаемые коллеги, добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 20:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД