Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Организация воспитательного процесса в условиях программного подхода в системе дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитания как раздел дополнительной общеобразовательной программы.
Организация воспитательного процесса в условиях программного подхода в системе дополнительного образования детей.
Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности. В этой логике, дополнительное образование детей не просто сегмент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего рост.
Публикация «Организация воспитательного процесса в условиях программного подхода в системе дополнительного образования детей» размещена в разделах
Сегодня проблема воспитания вышла на первый план. Известно, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Воспитание — это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития.
На современном этапе в воспитательной деятельности важно учитывать специфику дополнительного образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Очень важно избежать гипертрофированности процесса обучения, переноса традиций классно- урочной системы на учебные занятия детского объединения дополнительного образования детей. Сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.
1. Воспитание в дополнительном образовании осуществляется, в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы. Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять воспитательные задачи и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся в конкретной организации дополнительного образования, а также их родителей. А содержание программ этого вида образования несет в себе воспитательный потенциал, перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе краеведческой, музыкальной, конструкторской, изобразительной или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями. Воспитательные возможности занятий по программе педагог реализует в совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности.
2. В дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход, основой современного дополнительного образования как вида и подвида образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и
предпрофессиональная).
До 1 сентября 2020 г. ФЗ-273 не включал вопросов воспитания в образовательную программу, а теперь понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» (п. 9 ст. 2). Из этого следует, что:
ответственность за воспитание обучающихся возложена на образовательную организацию, так как именно образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ (п. 7 ст. 28);
образовательная программа должна иметь в своей структуре все перечисленные в данном определении компоненты, в том числе — рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
1) Современная система дополнительного образования исходит из концепции непрерывности и общедоступности, отказа от универсальности и формализации и предлагает индивидуализированный подход, опирающийся на спрос потребителей (детей и их родителей, их свободный выбор и максимальное развитие способностей подрастающего поколения. За последние 10 лет система дополнительного образования подверглась активному реформированию со стороны государства с использованием новых стратегий и инструментов (в том числе информатизации и технологизации). В целях улучшения её качества и доступности были разработаны новые методические подходы, созданы новые программные документы. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся : дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей и предпрофессиональной) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания в ДОД, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования детей и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.
Дополнительное образование детей рассматривается как целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, но дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС. Необходимо учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.
Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.
С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:
I. По уровню разработки:
1. Типовая (примерная) программа.
2. Модифицированная программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором.
3. Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
II. По уровню организации процесса :
1. Комплексная программа - это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач.
2. Интегрированная программа - это программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.
3. Модульная программа - это программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).
4. Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.
5. Сетевые программы предполагают организацию обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность
6. Разноуровневая программа предполагает соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.
III. По цели обучения:
1. Познавательные программы.
2. Программы научно-исследовательской ориентации.
3. Программы социальной адаптации.
4. Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.
5. Спортивно-оздоровительные программы.
6. Досуговые программы.
IV. По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.
V. Адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ключевым моментов в условиях обновленного законодательства является разработка воспитательной модели организации дополнительного образования детей. Общая цель воспитательной модели в организации
дополнительного образования детей — воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ для каждого ребенка.
Нормативно-правовые аспекты проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
(273-ФЗ, гл. 10, ст. 75).
Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п. 9).
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года.
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018г.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Настоящий приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
9. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
10. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей")
11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Федеральный Закон №273 определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).
Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ № 273 ст. 33, п. 2).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ №629).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами : в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.
Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является :
1. Разная направленность.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).
Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования (Приказ №629) :
техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-гуманитарная.
Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период). При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам.
1. Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния, умственного духовного развития личности ребенка; укрепление психического физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
2. Адекватность современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом.
Именно это содержание должно стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными) и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждения профессионального образования за пределами определяющих и статус основных образовательных программ.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам отражен в Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Данный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.