Екатерина Черепанова
Организация восприятия (слушание) музыки для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация восприятия (слушание) музыки для детей подготовительной группы
Петр Ильич Чайковский «Песня жаворонка»
Фрагмент занятия № 1: Начальный этап
Цель: познакомить детей с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Песня жаворонка».
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Публикация «Организация восприятия (слушание) музыки для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Воспитатель : Здравствуйте ребята. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, как зовут этого композитора?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением известного композитора П. И. Чайковского, из «Детского альбома».
(Исполняется пьеса целиком)
Воспитатель : Дети, скажите, какая это музыка?
Дети: Весёлая, спокойная, нежная.
Воспитатель : Правильно, музыка солнечная, светлая.
Воспитатель : Какое настроение, у вас, создает музыка?
Дети: Торжественное, забавное, радостное.
Итог беседы
Воспитатель : Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение.
Воспитатель : Как зовут композитора?
Дети: Пётр Ильич Чайковский
Воспитатель : Давайте вспомни какие «нужные слова» мы выбрали для этой музыки?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались.
Дети уходят в группу.
Фрагмент занятия № 2: 2 этап восприятия. О чем рассказывает музыка?
Цель: Углубление представления детей о произведении П. И. Чайковского. Познакомить детей с музыкальным образом, вложить в него конкретное содержание.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики
Воспитатель : Здравствуйте, дети. На прошлом занятии, мы с вами, познакомились с новым произведением П. И. Чайковского, которое называется «Песня жаворонка». Сейчас вы услышите отрывок уже знакомой вам пьесы.
(Исполняется отрывок пьесы)
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, что вы знаете о жаворонках, кто это такие?
Дети: Птицы.
(Показ иллюстраций с жаворонком)
Воспитатель : А когда они прилетают к нам?
Дети: Весной
Воспитатель : А как вы думаете, почему птицы поют весной?
Дети отвечают: Радуются весне, радуются теплу, солнышку.
Воспитатель : А сейчас я включу пьесу целиком, и вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?
(Пьеса исполняется целиком)
Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.
Воспитатель : Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное, светило солнышко, и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно. Вы слышали, как в конце пьесы жаворонок спускается на землю. Его чирикание слышится всё ниже и ниже. Наконец он спустился и исчез в траве.
Воспитатель : Вы услышали голос жаворонка? Какое настроение вызывает его песня?
Дети: Весёлое, забавное, полётное.
Воспитатель : А какой приём, мелодический оборот, подражающий птичьему пению, использован в пьесе?
Дети: Трель, это быстрая смена звуков, которая делает перелив.
Воспитатель : Трель жаворонка помогла нам услышать флейта! А вы помните этот музыкальный инструмент? Опишите мне флейту и звуки, которые она издает?
Ответы детей
Воспитатель : Какие вы ещё услышали инструменты?
Дети: Скрипка, фортепиано.
Воспитатель : Ребята скажите, почему эта пьеса так называется? О чём рассказывает музыка?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы, наше занятие подошло к концу, всем спасибо, идем в группу.
Дети уходят в группу.
Фрагмент занятия № 3: 3 этап восприятия. Как рассказывает музыка?
Цель: Связать содержание произведения со средствами музыкальной выразительности, которые использует композитор.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы говорили с вами, что в «Песне жаворонка» Чайковского слышно, как поёт, чирикает жаворонок, то весело и беззаботно, то грустно и жалобно.
Давайте поговорим о том, как рассказала об этом музыка? Ведь музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая во многом сходна с человеческой речью. Как и речь человека, музыка может звучать то спокойно, уверенно, то робко и вопросительно, передавая различные настроения, переживания.
Прислушаемся к отдельным частям этой пьесы и определим звонко или тихо поёт жаворонок, как звучит мелодия?
(Исполняется 1-ая часть)
Воспитатель : Скажите дети, какая песня сейчас звучала по характеру?
Дети отвечают: Звонкая, радостная, весёлая.
Воспитатель : Правильно! А мелодия имеет уверенное окончание, звучит просветлённо и беззаботно?
Ответы детей.
Воспитатель : А как звучит средняя часть? Давайте послушаем дальше, как птичка будет петь.
(Исполняется 2-ая часть)
Воспитатель : А сейчас как пел жаворонок, что-нибудь изменилось в характере его песни?
Дети отвечают: Песня стала грустная, печальная.
Воспитатель : Мелодия звучит робко, вопросительно, появляются жалобные, грустные интонации. Как вы думаете, почему жаворонок загрустил?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель добавляет : А может быть, перестало светить солнышко или к нему ещё не прилетела будущая мама его птенцов, а он ведь так старался петь. А как звучит музыка в самом конце пьесы? Давайте послушаем последнюю часть песни жаворонка.
(Исполняется 3-ая часть)
Воспитатель : Что вы можете сказать об этой песне жаворонка?
Дети: Песня стала опять радостная, весёлая, уверенная.
Воспитатель : А сейчас про что пел жаворонок?
Дети предлагают свои варианты ответа.
Воспитатель добавляет : «Наверное он увидел,как к нему летит его самочка - подружка, он очень обрадовался и запел очень пронзительно и нежно. «Я здесь, я очень рад! Лети ко мне!»
А сейчас давайте ещё раз вспомним, какая по характеру была песня в первой части произведения П. И. Чайковского?
Дети отвечают: Радостная, весёлая
Воспитатель : А какая стала по характеру вторая часть музыки?
Дети: Грустная, печальная…
Воспитатель : И в заключительной части музыки какая опять стала песня жаворонка?
Дети: Радостная, весёлая, нежная…
Воспитатель : А сколько грустных песенок спел жаворонок?
Дети: Одну
Воспитатель : А сколько спел радостных песенок
Дети: Две
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, сколько частей получилось в произведении П. И. Чайковского «Песня жаворонка»?
Дети: Три
Воспитатель : Понравился ли вам рассказ о жаворонке? А его песня?
Дети отвечают
Воспитатель : Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались, старательно думали, отвечали на вопросы и сами много нового узнали про жаворонков.
Дети уходят в группу.